Романчук: «Был сахарный схематоз, сейчас будет аграрный, ячменный. В этом вся суть беларусской аграрной системы»

Экономист — о кейсе экс-директора сахарного комбината, которого помиловали и отправили руководить колхозом.

На днях стало известно о том, что на свободу вышел бывший директор Городейского сахарного комбината, ранее приговоренный к 13 годам колонии за взятки в особо крупном размере.

— Вспомним 2021 год, когда были арестованы четыре директора сахарных заводов. Городейского директора посадили на 13 лет за нанесение ущерба стране в 70 миллионов долларов. Прошло три года, осталось еще 10 лет тюрьмы, и Лукашенко амнистирует Михаила Криштаповича. Он выходит на свободу и назначается директором колхоза, — отмечает Ярослав Романчук в выпуске Экономики здравого смысла.

Получается, что уголовник, который нанес стране ущерб в 70 миллионов долларов — и это только то, что было доказано и установлено, будет отрабатывать начальником колхоза.

То есть система работает так: сначала государство построило монополию, объединив все производства сахара в один концерн, сделало якобы централизацию, чтобы оптимизировать работу сахарного рынка и усилить позиции экспортера в Беларуси на внешние рынки, и все пошло-поехало.

Ярослав Романчук

Как это бывает в совке, всегда ВИП-распорядители чужого начали работать на свои карманы, разрабатывать схематозы, давать откаты — все это, безусловно, шло при молчаливом согласии и активном внутреннем лоббировании Минсельхозпрода, были и свои «крыши» в правоохранительных органах.

Парней поймали — сказали о сахарной мафии, ай-яй-яй, как плохо. Дали 13 лет — и вроде бы справедливость восторжествовала. Но три года Криштапович просидел, и ходоки внутри не без согласия Лукашенко сделали вот такой кадровый жест.

Сможет ли Криштапович за 10 лет возместить или заработать 70 миллионов долларов, задается вопросом Романчук. И предполагает, что вряд ли, поскольку колхозы в Беларуси — это вовсе не про заработок.

— Это про то, чтобы опять устраивать тот же схематоз. Был сахарный, сейчас будет аграрный, ячменный, люпинный… В этом вся суть беларусской аграрной системы, когда «свои» люди ставятся на места.

Как он будет руководить? Начальники на подпись будут приносить бумажки, а он будет понимать: если не подпишет, его ждут санкции, и 10 лет руководства могут превратиться обратно в уголовный срок. Поэтому он подпишет абсолютно все, что скажут начальники по вертикали власти или по схематозу.

Так мы видим, как отдельно взятый человек становится, по сути, рабом, заложником ситуации, которую он создавал своими руками.

Однако, заметьте, насколько огромен кадровый голод в стране, если кроме уголовника некого ставить на пост руководителя сельхозпредприятия. Если они такие хорошие и модернизированные, почему ими должны руководить уголовники?

Сахарная ферма, которую якобы «разбомбили» в Беларуси, делает вывод экономист, никуда не делась. Поменялись начальники, а предыдущие «бароны» были опущены на уровень пониже. 

— И сейчас они будут прекрасными помещиками, которые будут помогать зарабатывать деньги Минсельхозпроду, начальству поменьше и одновременно отрабатывать, показывая лояльность, чтобы неповадно было.

И вот такая система — это не про управление, честность и принципы. Обыкновенный человек за твит, слово, выражение своей гражданской позиции отправляется в тюрьму на 5-7 лет в безумных условиях, для сахарных баронов же и других коррупционеров создается зеленая улица.

Так что совок-госплан ЗАО «Семья» совсем не про экономику, а про крепостное право, в котором Беларусь живет уже более 25 лет, — заключает Ярослав Романчук.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(47)