Экономика

Катерина Батлейка

Лузгина: «Никарагуа нельзя рассматривать как мощный вектор для развития. Страна бедная и находится очень далеко»

Там ли беларусские власти ищут выгоду?

Беларусь и Никарагуа подписали соглашения о взаимной отмене виз и создании совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Сообщается, что утверждена дорожная карта сотрудничества в сфере сельского хозяйства.

Свою продукцию и технику в Никарагуа будут поставлять МТЗ, МАЗ и АМКОДОР.

Насколько выгодно сотрудничество с Никарагуа для Беларуси? Спросили об этом экономиста, старшего научного сотрудника BEROC Анастасию Лузгину.

— Что касается в целом торговли между Никарагуа и Беларусью, то для Беларуси в первую очередь важно то, что будем поставлять мы. Но тут надо понимать, что Никарагуа — это Латинская Америка, то есть это далеко, надо плыть через океан. Соответственно, вряд ли здесь можно организовать большой товарооборот, потому что это большие издержки, — говорит эксперт в экспресс-комментарии «Салідарнасці».

К тому же это относительно небольшая страна — там проживает около семи миллионов человек. И небогатая — средняя зарплата на уровне 350$, жилье — 200-300$ в месяц. Поэтому большие объемы мы вряд ли будем наращивать.

Тем не менее беларусские власти пытаются максимально нарастить продажи той же техники с учетом потери украинского и европейского направлений. В России есть свои производства и конкуренты в виде китайцев. Поэтому они стараются максимально переориентировать экспорт с западного направления на восточное, Латинскую Америку.

Анастасия Лузгина

Что касается вопроса расчета Никарагуа с Беларусью за поставляемые товары, то экономист отмечает — это сложный вопрос, ответ на который можно только предполагать.

— У нас в принципе есть проблема с расчетами — то, что традиционно было в долларах и евро, сейчас проходит с большими трудностями, поскольку беларусские банки попали под санкции. В обычных условиях мы бы могли предположить, что с нами будут расплачиваться в долларах, но так как у нас доллары плохо проходят, возникают вопросы. Вряд ли это будет национальная валюта Никарагуа или беларусский рубль.

Несколько лет назад Никарагуа заключила похожее соглашение об экономическом сотрудничестве с Ираном, там допускалось вплоть до бартера. Поэтому мы можем только предполагать — наверное, что-то будут стараться проводить в твердых валютах, придумывать какие-то взаимозачеты.

Сообщая о подписанных соглашениях, нам говорят только о том, что будет поставлять Беларусь. А что может поставлять Никарагуа в нашу страну?

— Скорее всего кофе, цитрусовые, бананы, может быть золото. Но тут опять же нельзя рассматривать Никарагуа как мощный вектор для развития. Повторюсь, что эта страна находится очень далеко, она бедная. Но даже с такими странами пытаются налаживать сотрудничество.

Лузгина обращает внимание, что налаживание экономического сотрудничества с Никарагуа преподносится в Беларуси как важное событие. Но действительно ли оно является таковым — это вопрос.

— Нам не озвучивают объемы, но я не думаю, что это будут существенные объемы по экспорту для Беларуси. Тем не менее в какой-то степени это возможности для беларусских предприятий, в частности МАЗа, МТЗ, АМКОДОРа работать дальше и не только на один рынок. По крайне мере, к этому стремятся.

Но Никарагуа — это не та страна, которую следует воспринимать в качестве важного пункта для диверсификации беларусского направления, — заключает эксперт.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(13)