Кнырович: Ситуация с экспортом беларусского калия выглядит крайне трагически

Бизнесмен-блогер — о том, как развивается калийная отрасль, чего ожидать от нее в ближайшие годы и будет ли Беларусь все-таки строить порты в России.

Последние несколько лет Александр Лукашенко не раз делал заявления о строительстве беларусских портов в России. Назывались различные места дислокации — и под Санкт-Петербургом, и в Мурманске. Недавно чиновники передумали и решили все же не строить собственный порт в России. Почему? Над этим вопросом, а также о будущем беларусского калия, который и планировали экспортировать через эти порты, рассуждает бизнесмен и блогер Александр Кнырович.

— В феврале 2022 года, когда Беларусь стала соучастницей в войне против Украины, на нее наложился ряд санкций. Вдруг оказалось, что такой удобный порт в Клайпеде, чтобы поставлять по миру наши калийные удобрения, для нас закрылся, — говорит эксперт в выпуске на канале Кнырович.

Беларусское телевидение стало рассказывать, какой ущерб это наносит экономике Литвы. Действительно, ущерб примерно 25 миллионов долларов из 90 миллионов долларов выручки той компании, которая обслуживала тот самый порт. То есть для порта получилось достаточно больно, но в целом для экономики Литвы — незаметно.

Александр Кнырович

Когда Клайпедский порт для нас закрылся, беларусские чиновники поехали к российским и попросили помощи. Те, думаю, сказали «конечно», но про себя посмеялись. Дело в том, что рынок калийных удобрений конкурентный, и Россия с Беларусью на нем тоже конкурируют. Поэтому никому не захотелось бесплатно предоставлять свою инфраструктуру. Естественно, беларусам сказали что-то вроде: да-да, молодцы, но мы немного заняты, станьте в очередь. Беларусы расстроились, но не надолго.

Лукашенко встретился с Путиным и заявил о строительстве беларусского порта в России. Предполагалось, что на строительство уйдет около двух лет. Но до недавнего времени конкретной информации о строительстве не было, а в июне этого года посол Беларуси в России Дмитрий Крутой заявил, что Беларусь решила все же не строить порт в России.

— Появляется Крутой и заявляет, что сегодня калийные удобрения поставляются благодаря инфраструктуре 19 российских портов. Мол, все классно и больше не надо.

Но в то же время Лукашенко проводит совещание и говорит определиться в конце концов, строить порт или нет. Чиновники заявляют, что надо садиться и считать. То есть 1,5 года никто не считал? Собирались закопать сотню-другую миллионов денег, не рассчитывая, какая будет окупаемость?

Естественно, если бы это были российские кредиты на постройку в России беларусских портов, то не важно, сколько они стоят и как это окупается — России деньги возвращать не придется. Однако небольшая неприятность: Россия сказала строить за свои. И тут Лукашенко стал вести себя как нормальный инвестор, который вдруг заинтересовался окупаемостью.

Но можно ли посчитать эту окупаемость? Рынок хлористого калия все время колеблется — у него очень большая амплитуда. И посчитать что-либо вот так, чтобы в будущем отвечать, а тем более посчитать один порт, срок строительства которого пару лет, а срок эксплуатации 10-15 лет — невозможно, ни один вице-премьер на это не способен. Это рыночный риск, который не должно нести государство.

Кнырович анализирует, как выглядит ситуация с экспортом беларусского калийного удобрения сегодня и как выглядела раньше.

— По состоянию на 2015 год Беларусь обладала примерно 28% мирового рынка калийных удобрений. Канада — 30%, Россия — 36%. То есть эти три страны делили между собой мировой рынок калийных удобрений. Казалось бы, живи и радуйся — у тебя треть рынка. И Лукашенко тоже казалось, что он фактически король на этом рынке и вел себя соответствующе…

Но пришел 2021 год, а потом и 2022-й. По статистике канадской компании, в 2021 году у беларусов уже было 16,5%. А в 2022, после введения санкций — всего 7,5%. И этот объем производства был сравним уже не с гигантами, а странами второго эшелона.

Естественно, мы можем предположить, что в эту статистику закрались неточности и канадская сторона не все знает про беларусский экспорт калийных удобрений. Тем не менее Николай Снопков подтверждал, что в 2022 году экспорт калийных удобрений рухнул на 70%. Одновременно с этим он объявил, что в 2023 году экспорт поднимется фактически в два раза и будет уже 8 миллионов тонн.

Эксперт также вспоминает случай, когда беларусские калийщики выпустили специальный пресс-релиз, в котором пожаловались на канадцев, которые «ломают весь рынок калийных удобрений». Дело в том, что в Китае, который является главным покупателем удобрений, цена на калийные удобрения была в районе 590$ за тонну, а канадцы сейчас продают свои удобрения за 307$ за тону.

— Тут стоит напомнить, что беларусские калийщики делали то же самое в прошлом году, предлагая свои удобрения по цене, которая была на 60% ниже, чем у россиян и китайцев.

Надо сказать, что в прошлом году весь мир пережил огромное потрясение. Цены на удобрения достигали 1000-1300$ за тонну, а сейчас они успокоились и это падение — тенденция самого рынка.

Беларусские специалисты говорят, что для них комфортным является уровень примерно 440$ за тонну, но контракты с разными странами выглядят по-разному, поэтому нельзя утверждать, что какой-то конкретный уровень применим ко всему экспорту беларусского калия.

Если ориентироваться на 308$ за тонну, выяснится, что с учетом падения цены, если белорусскому правительству и удастся нарастить экспорт калийного удобрения, то сумма выручки будет равна этой же сумме в 2022 году. Но правительство по этому поводу заявляет, что теперь у них новая стратегия: не важны цены, лишь бы были объемы.

Помимо этого, Снопков заявлял, что логистика, которая должна бы быть как через Клайпеду, съедает в два, а иногда и еще больше денег, чем раньше.

Эксперт подытоживает:

— Если мы отвлечемся от политических предпочтений, а просто будем смотреть на экономику, то ситуация выглядит крайне трагически. Еще 15 лет назад у Беларуси были очень крепкие позиции в мире, как и возможности договориться с россиянами и контролировать примерно 50% рынка. И потеряли эту возможность мы сами — сначала поругавшись с россиянами, а потом став соучастниками в войне, принудив мир ввести санкции.

Естественно, видя показатели беларусской калийной отрасли сегодня, можно судить, что Беларусь теперь не оказывает никакого решающего воздействия на рынок.

Возможно, война закончится, и с Беларуси снимут санкции, появится возможность снова нормально зарабатывать деньги. Но есть одно большое «но». За это время Канада ушла далеко вперед, она же заявляет, что в ближайшие три года нарастит выпуск хлористого калия еще на 22%, это означает, что доля канадцев на рынке будет около 40%, получается, что именно они будут диктовать миру условия поставок калийных удобрений, — заключает Александр Кнырович.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.1(52)