Комментарии
Дмитрий Растаев, «Белгазета»

«Власть называет нас шутами? Так мы ей покажем шапито-шоу!»

На подлёте новый 2015-й год. В воздухе ещё стоит запах прелой листвы, а воображение уже рисует волнующий аромат мандаринов, весёлое бульканье шампанского и затейливый хруст свежеотпечатанных агитационных буклетов.

Оппозиционная торсида ломает головы над выбором единого кандидата, чем вызывает естественные усмешки той части общества, что ещё не утратила пиетета к слову «политика», всё комичнее звучащему в контексте отечественных реалий.

В 2006г. хитрожолтые экстрасенсы, хироманты и прочие астрологи наводнили СМИ громкими предсказаниями о том, что имя будущего белорусского президента будет Александр. (Если помните, тогда на финишной прямой били копытом аж три кандидата с таким именем). Сегодня не только астроманты и хиросенсы, но и любой колдыбобр с Автаза, может предсказать имя будущего гаранта, его отчество и даже объём шевелюры на многомудрой макушке.

То, что ловить оппозиции на этих выборах нечего, не констатировал только ленивый. Хотя, когда она что ловила? Как говорят в приличны еврейских семьях, счастья не было и вчера, а сегодня вообще не осталось. Впрочем, смотря что подразумевать под словом «ловить».

Судя по тому, с какой нервической обстоятельностью подходит оппозиция к выборам единого, можно предположить, что очередную избирательную кампанию она намерена провести в том же духе, что и предыдущие три. То есть, со всей оппозиционной серьёзностью. «Вихри враждебные веют над нами... в бой роковой мы вступили с врагами...»

Однако суровость оппозиционного дискурса уже не встречает позитивного отклика в душе избирателя, пусть даже «классово близкого». Избиратель ведь тоже не пальцем кроен — интернет читает, всё понимает. И не потому скептицирует он представителям оппозиции, что не разделяет её взгляды - как раз таки разделяет — а потому что прекрасно осознаёт дисбаланс между серьёзностью их лиц и несерьёзностью их политического веса.

Да и вообще время сейчас такое, что людям, выходящим к народу с серьёзным фейсом, верят не очень-то охотно. Чем серьёзнее выглядит человек, тем больше у публики опасений, что её со всей этой серьёзностью хотят банально поиметь.

Вы, кстати, никогда не задумывались о причинах популярности действующего гаранта? А ведь секрет её кроется не только в успехах созданной им госмодели (которых на поверку не так уж и много). Да и не успехи подогревают популярность — чтобы размышлять об успехах, нужно включать ум, а популярность, как правило, рождается в сердцах. Так вот действующий гарант завоевал её в значительной степени тем, что — как это ни странно звучит — редко бывает серьёзен. Даже когда мечет гром и молнии. Даже когда грозится оторвать голову. Есть в нём что-то фундаментально несерьёзное, нечто такое, что у интеллектуалов вызывает фейспалм и улыбку, а у не обременённого интеллектом «простого народа» рефлекторную симпатию.

Засим, моё предложение оппозиции: долой серьёзность! Раз уж заранее ясно, что на этих выборах никому ничего не светит, не надо гнаться за результатом — наслаждайтесь процессом сами и дайте сделать это другим. У вас есть шанс вывести избирательную кампанию на принципиально новый уровень, превратив её в перформанс, какого ещё не знавал мир.

До сих пор режиссурой театра абсурда в Беларуси занималась власть. У оппозиции появился шанс дать альтернативное представление. Власть годами относилась к оппозиции как шутам гороховым, не способным ни на что, кроме балагана и гвалта, на что оппозиция обидчиво трясла головой и пыталась доказать обратное. Любой психолог вам скажет, что это непродуктивный путь.

Обидчика, находящегося в более сильной позиции, нельзя победить симметричными контрударами. Худосочный эктоморф не одолеет Николая Валуева, тщась надавать ему в кочан. Зато он сможет это сделать, овладев искусством айкидо, то есть, обратив против обидчика его же мощь. Тот самый Мюнхгаузен в одноименном фильме Марка Захарова не смог бы противостоять Системе с позиции силы, но вполне успешно троллил её с позиции смеха, виртуозно обращая глупость Системы против неё же самой.

«Власть называет нас шутами? Так мы ей покажем шапито-шоу!» — с такой установкой должна подойти оппозиция к проблеме-2015.

Грядущие выборы не стоит воспринимать как ристалище личных амбиций. Рассматривать их следует в той плоскости, в каковой они, собственно, и лежат последние ...надцать лет, т.е. в плоскости фарса. Пора сделать так, чтобы избирательная кампания запомнилась электорату не нудными встречами-лекциями в сумрачных залах районных ДК, а феерическим карнавалом абсурда. Если процесс нельзя перезагрузить, его нужно довести до гротескного зенита. Оппозиция должна показать власти, что она больше не играет по её правилу «я начальник — ты дурак», что теперь правило другое: «Мы оба дураки». Эдакое политическое юродство XXI века в стране, где нива политики всё ещё напоминает минное поле.

С чего начать? Да хотя бы с того, что выбрать единым не какого-нибудь унылого начётчика, который с важным видом в стопяцотый раз будет втирать про «крывавы рэжым», а лихого перца, который сможет встряхнуть публику креативными акциями, поставить её на уши. А вот хотя бы взять Михалка! Сделайте его единым — и такую кампанию получите, мама не горюй.

Или вот ещё идея. В городах и весях Синеокой проживают десятки людей с фамилией Лукашенко. Наверняка среди них есть и полные тёзки самого известного обладателя этой фамилии. Разыщите его, подружитесь, сделайте единым — и вся страна будет прыскать в ладошку, наблюдая, как Александр Григорьевич борется с Александром Григорьевичем.

Креативные акции, перформансы, хэппенинги, монстрации, фаршинги - потенциальный арсенал election-show богат, нужно лишь грамотно им воспользоваться.

И у госпропаганды будут выбиты козыри. До сих любые серьёзные инициативы оппозиции выворачивались ею наизнанку и преподносились как отжиги каких-то маргинальных фриков. Если фарс-кампания будет поставлена правильно, пропагандистам придется напрячь извилины, чтобы выйти на тот же уровень креативности. А поскольку с креативом у агитпропа всегда было туго, у оппозиции появится шанс слегка проредить свою многострадальную карму. Народ в кои-то веки увидит её не в образе озабоченных дядек, а в виде праздника, который иногда с тобой.

И никто никого не обвинит ни в бойкоте, ни в саботаже. Закон ведь не запрещает проводить избирательную кампанию в том формате, в котором кандидат считает нужным, её проводить. Что-что, а смех у нас законом пока не запрещён.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)