Общество

«Суровая правда заключается в том, что образование –  одна из самых депрессивных сфер в Беларуси»

Проект Нашы грошы – о состоянии сферы образования, как важной отрасли беларусской экономики.

Суровая правда заключается в том, что образование – сегодня одна из самых депрессивных сфер, и просвета впереди не видно.

Для начала давайте попробуем окинуть взглядом всю отрасль. В первую очередь стоит отметить, что она — одна из самых многолюдных. В учреждениях образования учатся приблизительно 1,87 млн человек, а это — 20% населения страны.

При этом школьников в стране больше миллиона, 378 тысяч детей ходят в детские сады, 228 тысяч студентов учатся в ВУЗах, 108 тысяч учеников в ССУЗах и 60 тысяч молодых людей получают новую специальность в ПТУ.

Для того чтобы обеспечить всех образованием, задействовано 437 тысяч человек, только задумайтесь — каждый десятый работающий в Беларуси человек занят именно в системе образования.

При этом важно понимать, что непосредственно воспитатели детских садов, учителя школ и профессорско-преподавательский состав вместе взятые составляют всего примерно 190 тыс человек, все остальные люди помогают этой огромной образовательной машине относительно стабильно работать — от повара в школьной столовой и сторожа в детском саду до министра образования.

При этом, если посмотреть детально, мы узнаем, что в школах сейчас занято 105 тысяч учителей, в детских садах — 55 тысяч воспитателей, в университетах всего по стране 18 тысяч преподавателей, и еще 15 тысяч педагогов заняты в ПТУ и ССУЗАХ.

Теперь давайте вспомним, чем является беларусская система образования для власти и как она представляется населению пропагандой.

По сути, они смотрят на нее как на сохранившееся с советских времен «фамильное серебро» и, судя по всему, испытывают определенную гордость по этому поводу.

С такой же гордостью руководство страны, не сумевшее создать ни одного крупного производства за без малого тридцать лет, заявляет, что сумело сохранить МАЗ и Тракторный завод, и считает, что такие достижения кто-то может посчитать заслугой.

Что бы ни говорили, в момент развала Советского Союза доставшуюся Беларуси систему образования действительно многие считают ценным активом. Да, можно много говорить о закрытости этой системы, во многом закостенелости, но при этом она стояла на крепком базисе основных дисциплин в некоторых (в первую очередь — точных) науках, и при правильном подходе, разумных реформах, все это можно было замечательно развить и приумножить.

Но давайте признаемся честно — ничего не получилось. Вероятно, проблема заключалась в том, что на смену советским функционерам, рулившим образованием в стране, подстраиваясь под идеологию несвободного государства, пришли те же советские функционеры, которые продолжили «сохранять» и подстраиваться.

В образовании «совка» осталось больше, чем в любой другой сфере.

Вдвойне трагично, что происходило это в период, когда весь мир начал стремительно меняться, и только гибкость, чуткость и способность впитывать новое позволяли оставаться в тренде. А эти качества никогда не были «фишкой» советского образования.

Еще одна беда заключается в том, что тесная связь образования с идеологией в советское время плавно перетекла и в эпоху независимой Беларуси. В таких условиях в школах, ВУЗах и детских садах запустился полным ходом отрицательный отбор, при котором наверх традиционно всплывали приспособленцы, стукачи и лизоблюды, а инициативных, честных и увлеченных людей эта система выдавливала.

В результате практически вся история беларусского образования — это бесконечная череда факапов, провальных реформ и полужестких проектов, которые опускали рейтинги наших ВУЗов все ниже и ниже.

Например, в этом году БГУ опустился в престижном мировом рейтинге QS World University Rankings на 99 позиций и занял 387 место. При этом это единственный отечественный ВУЗ, вошедший в топ-500.

Но давайте не будем мерять все одними рейтингами. Мы можем увидеть вполне материальные результаты происходивших реформ.

С 2012 года в Беларусь стало на 362 детских сада меньше (теперь их осталось 3 702), сократилось количество и всех остальных учреждений образования. Всех без исключения: минус 4 ВУЗа (осталось 50), минус 4 ССУЗв (осталось 221), минус 56 ПТУ (осталось 170), а особенно впечатляет сокращение количества школ — минус 642 (осталось 2900). Только задумайтесь — за десять лет было закрыто практически 20% школ в стране.

Справедливости ради отметим, что нередко закрытие учебных заведений связано с объективными причинами: население в стране сокращается, стареет, уезжает из сельской местности, а в последнее время — и вовсе из страны.

Большое количество школ было закрыто именно в обезлюдевших деревнях, но называлось это всегда красивым словом «оптимизация». По логике вещей, за счет миграции из сельской местности и малых городов в большие там должно было появиться значительно больше школ, но этого почему-то не произошло.

А теперь — о деньгах. Всего на сферу образования в 2023 году государство тратит 16% от консолидированного бюджета. Это очень много — более 10 млрд рублей. Но даже этих денег явно не хватает, образование в Беларуси страшно недофинансированное — зайдите в большинство беларуских школ и максимум, что вы там увидите, это «чистенько, но скромненько».

До сих пор есть школы, которые используют для обучения оборудование, на котором стоит клеймо «сделано в СССР». Мы даже не будем говорить о состоянии лабораторий, спортивного инвентаря и классах, где должны преподавать высокие технологии.

Условно говоря, выделяемых денег с трудом, но хватает на поддержание, но уже никак недостаточно для развития, а это значит, что отставание от других стран с каждым годом увеличивается.

И наконец, главная боль беларусской системы образования — зарплаты. Они сейчас традиционно плетутся в самом низу топов по отраслям и ниже на треть, чем средняя заработная плата по стране.

Звучит жутковато, но главный конкурент педагогов — труженики села, и даже они очень часто оказываются на голову выше учителей по доходам. Очевидно, что такое положение вещей добавляет отрасли депрессивности.

Ведь о высокой финансовой мотивации педагогов говорить в принципе не приходится. Можно было рассчитывать на идею, но по описанным нами выше причинам честные, увлеченные и прогрессивные специалисты из образования уходят (а сегодня – их чаще выталкивают).

Как можно охарактеризовать систему образования, в которой просто быть честным преподавателем — подвиг? Мы, конечно, не забываем, что в школах, ВУЗах, детских садах продолжают работать увлеченные и достойные уважения специалисты. Но также мы видим, что их становится все меньше и меньше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(47)