Общество

Работа под прицелом. «Новая газета» и ее журналисты

Радио Свобода напоминает о людях, которые – по признанию самого Муратова – по-настоящему заслужили премию Нобелевского комитета.

«Новая газета», главный редактор которой Дмитрий Муратов в пятницу получил Нобелевскую премию мира, больше всего известна расследованиями коррупции и нарушений прав человека. В России, которая считается одним из самых опасных мест в мире для журналистов, репортажи «Новой» не только снискали огромную популярность и помогали менять реальность к лучшему, но также подвергали репортеров издания серьезной опасности.

Шесть журналистов и авторов публикаций «Новой» были убиты с 2000 года, многие подверглись нападениям или получали угрозы.

В июле 2000 года редактор «Новой газеты» Игорь Домников скончался через несколько месяцев после нападения в подъезде своего дома в Москве. Нападавший несколько раз ударил его по голове тяжелым предметом.

Домников освещал вопросы культуры и образования. Коллеги говорят, что убийца принял его за другого корреспондента «Новой», которому угрожали после расследования коррупции в нефтяной отрасли. Оба репортера жили в одном доме.

Редактор «Новой газеты» Юрий Щекочихин умер в 2003 году от загадочной болезни, которая, как многие подозревали, возникла в результате радиоактивного отравления. Он расследовал возможную причастность ФСБ к серии взрывов жилых домов в Москве и других городах в 1999 году.

Репортер «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена в лифте своего дома в центре Москвы 7 октября 2006 года. Она критиковала президента России Владимира Путина, а ее репортажи изобличали коррупцию на самом высоком уровне и проливали свет на нарушения прав человека на Северном Кавказе, в особенности – в Чечне.

Корреспондент «Новой газеты» Анастасия Бабурова (слева) и адвокат Станислав Маркелов были застрелены в январе 2009 года, когда они покидали пресс-конференцию в Москве. Маркелов и Бабурова были убежденными антифашистами – в их убийстве признали виновными двух членов одной из российских праворадикальных групп.

О письмах с угрозами, в которых ей обещали «повторение судьбы Маркелова и Бабуровой», рассказывала и журналистка «Новой» Елена Костюченко. Она известна своими репортажами из Чечни, в том числе – о преследовании в республике представителей ЛГБТ-сообщества.

Многократно отмеченная профессиональными наградами журналистка и правозащитница Наталья Эстемирова, постоянный корреспондент «Новой газеты» в Чечне, была похищена в Грозном в июле 2009 года и через несколько часов найдена застреленной. В то время, как сообщалось, она работала над «чрезвычайно деликатными» расследованиями о нарушениях прав человека в республике.

В 2017 году стены дома и автомобиль корреспондента Юлии Латыниной были облиты смертельно опасными для здоровья химикатами. В том же году в газету пришло письмо с неизвестным белым порошком внутри, который, как выяснилось позже, оказался безвредным.

В октябре 2018 года неизвестные оставили перед зданием газеты траурный венок и записку с угрозами корреспонденту «Новой» Денису Короткову. Похоронный венок с запиской, в которой его называли «предателем», Короткову также отправили по почте на домашний адрес.

Незадолго до этого случая журналист опубликовал статью о «поваре Путина» Евгении Пригожине, в которой утверждалось, что один из его помощников участвовал в покушениях на оппонентов Пригожина и как минимум в одном убийстве.

Неизвестные также оставили у здания редакции корзину с отрубленной головой барана и красными гвоздиками с запиской: «Главному редактору Новой газеты, с приветом Вам и Короткову».

Март 2021 года. Охранник стоит у входа в офис «Новой газеты» в Москве. Весной редакция «Новой» сообщила, что камера наблюдения зафиксировала неизвестного, который приехал к зданию на велосипеде и обрызгал вход в офис неизвестной едкой и пахучей жидкостью.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(4)