Комментарии

Кирилл Иванов

О чем говорят мрачные уроки 1999 года

Несколько слов о цене жизни по принципу «лояльность в обмен на сытость».

16 сентября 1999-го исчезли оппозиционный политик Виктор Гончар и бизнесмен Анатолий Красовский. В мае того же года пропал экс-министр МВД Юрий Захаренко, входивший в число лидеров оппозиции.

В стране заговорили об «эскадронах смерти», устраняющих бывших соратников Лукашенко, которые бросили ему вызов.

На пике президентской кампании 2001-го профсоюзный лидер Владимир Гончарик, представлявший на выборах объединенную оппозицию, обнародовал имена вероятных подозреваемых в похищении и убийстве оппонентов властей.

Речь идет о рапорте начальника Главного управления криминальной милиции, заместителя министра МВД генерала Николая Лопатика и протоколе допроса начальника СИЗО Олега Алкаева.

Никто из потенциальных фигурантов дела не опроверг изложенные в документах сведения, никто не выступил со встречным иском о клевете. Это явно говорило о нежелании властей доводить дело до суда.

Впрочем, как показали последующие события, публикация скандальных свидетельств имела достаточно ограниченный эффект в обществе. Большинство беларусов предпочло «не заметить» произошедшее, обменяв свою лояльность на полные холодильники.

Так родился печально известный негласный социальный контракт между правящим режимом и молчаливым и аполитичным большинством, длившийся практически до 2020-го.

Между тем, уже тогда, к концу 1990-х, Лукашенко окончательно оформил образ человека, который не отдаст власть ни при каких обстоятельствах. Примером тому были референдумы 1995-го и 1996-го, избиение депутатов Верховного Совета, и упомянутые выше исчезновения оппозиционных политиков.

В 2020-м и по сей день бессменный правитель Беларуси и его окружение ежедневно напоминают, что для удержания власти они не остановятся ни перед чем. Теперь оппонентов режима лишают здоровья и жизни в тюрьмах, не таясь: не оказывая своевременно помощь, бросая онкобольных в штрафные изоляторы.

Сегодня перед катком репрессий равны все — как представители титульной оппозиции, так и вчерашние (и сегодняшние) люди системы. И это цена жизни по принципу «лояльность в обмен на сытость», которую в любой момент может заплатить каждый, кто до сих пор «не интересовался политикой».

Есть у этой истории и другой урок. В этом месяце в Швейцарии начнется суд над экс-бойцом белорусского специального отряда быстрого реагирования (СОБР) Юрием Горавским, который в 2019-м публично признался о своей причастности к похищению оппозиционных политиков.

Как отметила в недавнем интервью адвокатка Мария Колесова-Гудилина, «это хороший сигнал для всех силовиков, судей и прочих, кто находится в стране, о том, что все равно наступит момент, когда их будут судить»:

— Через два года или через десять, сейчас судят в Швейцарии, но когда-то будут в Беларуси.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(40)