Мацукевич: «Прежде чем «раскатывать туристическую губу», нужно свернуть колючую проволоку»

Эксперимент: удастся ли от безвиза перейти к переговорам с Западом?

Экс-дипломат Павел Мацукевич введение безвиза для граждан Литвы и Латвии считает вынужденной экспериментальной мерой белорусских властей.

— Сфера услуг очень много давала белорусской экономике. Она традиционно обеспечивала положительное сальдо во внешней торговле, если и когда оно у нас было, — отметил старший исследователь Центра новых идей в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — В частности, в 2021 году за счет экспорта услуг у нас получилось положительное внешнеторговое сальдо.

Поэтому, конечно, нужно создавать условия, чтобы в Беларусь ехали иностранцы. С другой стороны, курорт у нас своеобразный — «строгого режима». Сомнительно, чтобы выстроилась очередь из желающих этот «курорт» посетить.

В Литве и Латвии у нас почти не осталось дипломатов, те самые визы банально некому выдавать. С другой стороны, возможно, эта мера, рассчитанная на месяц, объявлена в экспериментальных целях. У нас действует безвизовый 30-дневный режим для граждан большого количества стран, которые прилетали к нам на самолетах.  

Сейчас самолеты не летают, и иностранцы не могут к нам добраться через аэропорт. Может, решили проверить, как будет работать эта схема через наземные границы.

Интересно, что на днях Госпогранкомитет у себя вывесил информацию о том, что изучается вопрос безвизового въезда для всех пограничных стран Беларуси. Почему из этого списка выпала Польша, сказать сложно.

— Кто реально может поехать в Беларусь?

— В приграничных странах живет много людей, которые имеют родственников или дела в Беларуси. Вряд ли это будут организованные туристы, скорее, это могут быть те, у кого действительно есть необходимость.

Вообще в свое время, когда был введен безвиз, это очень положительно отразилось на количестве посещений Беларуси иностранцами. Мера была эффективной. Сейчас ситуация изменилась, и, прежде чем «раскатывать туристическую губу», нужно свернуть колючую проволоку.

— Оправдаются ли надежды властей на улучшение экономической ситуации за счет привлечения иностранцев при том, что у нас исчезают товары из-за санкций, а некоторые цены уже выше, чем в странах Балтии?   

— Некоторые цены все же ниже. Люди могут банально приезжать, заправлять полные баки бензина и уезжать, отбивая этим поездку. Потом, сигареты дешевле, спиртные напитки. В любом случае даже если эта мера будет распространена на все европейские страны, белорусский туризм она из ямы не вытянет.

У нашей страны сейчас слишком жесткая отталкивающая репутация. До 2020-го было немало желающих посмотреть на последнюю диктатуру в Европе, сейчас велики риски прочувствовать ее на себе. Можно просто оказаться в неудачном месте, или в неудачное время, или выступить против войны, или подобрать не те цвета в своем гардеробе, чтобы попасть на 15 суток или даже больше. 

— Да, цветовой спектр сейчас еще больше сузился, уже нельзя не только белое и красное, но и желтое с синим. Так и представляется группа туристов, гуляющих по Минску. Им нужно будет как-то себя помечать, ведь у нас по-прежнему нельзя собираться группами? 

— Сложно представить в нынешних условиях группы туристов. Но я не исключаю, что начинается постепенный тренд на смягчение режима. Белорусский режим будет пытаться для зарубежной публики разгладить свои гримасы и изобразить человеческое лицо. Облегчение визового режима — это еще не заигрывание с Западом, но уже сигнал зарубежным гражданам, что в Беларуси все нормально, ковид кончился — добро пожаловать. Начало «процесса ухаживания». 

— Последние полтора года характеризовались как период обострения дипломатических отношений, была выслана часть посольских дипломатов, закрыли ряд консульств. Тренд на смягчение режима может отразиться на дипломатических отношениях?

— Может, но для этого режиму придется не только поменять условия въезда, но и смягчить социально-политический климат в стране. Пока же белорусские власти лишь марафетят дешевой краской фасад.

Они продолжают односторонний диалог с зарубежными народами. Вспомним, что даже по случаю национальных праздников Лукашенко поздравляет народы, а не руководителей государств, согласно дипломатической практике.

Смягчая условия въезда в страну, власти хотят показать жителям соседних стран, что в Беларуси все сыто и прекрасно и даже в чем-то лучше, чем у них, потому что бензин и сигареты дешевле.

— Прибалты — это как раз та часть западного мира, которые лучше всего знают ситуацию в Беларуси. Что больше способно впечатлить людей — дешевый бензин или непрекращающиеся репрессии, соучастие в агрессии против Украины?

— Допускаю, что многим приезжим нет дела до того, что происходило и происходит в Беларуси. Те, кто хорошо информирован о ситуации, не поедет.

Да, здесь можно легко влипнуть в историю, надев куртку не того цвета, а можно ничего и не заметить. Воздух не пахнет репрессиями, особенно для тех, кто о них не хочет знать. Гуляя по Минску, совсем не обязательно увидеть задержания. Жизнь идет, автобусы ходят, магазины открыты, опять же чисто.

Поэтому на тех, кто поедет, можно произвести хорошее впечатление, но поедут, условно, единицы. Чтобы начать мечтать о потоках, нужно ослаблять гайки. К этому толкает и ситуация в экономике.

— А это «ослабление гаек» может коснуться репрессий в отношении собственных граждан?

— Должно, вопрос времени. Думаю, это во многом тема для переговоров с Западом. Каналы для них уже распечатаны звонком Меркель Лукашенко до войны, Макрона сразу после начала войны и президента Швейцарии (Макею) совсем недавно.

В первом случае речь шла о миграционном кризисе, в двух других — о вопросах войны и мира, неучастии Беларуси. Тем не менее, от одного вопроса, особенно если он решается, можно постепенно переходить к другим и такими шагами достигнуть результатов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(20)