Комментарии
Ярослав Романчук, naviny.by

«Лукашенко аккуратно следует по граблям»

Экономическая рецессия еще не успела по-настоящему развернуться, а белорусские распорядители чужого уже разродились гроздьями уникальных высказываний и предложений.

Кризис действует на белорусских VIP-руководителей так, как баня на сильно накрашенных девушек: она обнажает их реальное нутро. У них нет времени на обдумывание слов и действий. Реакции получаются автоматические. А этот «автомат» был собран еще на советском конвейере по марксистско-ленинским лекалам.

Их застой — наши проблемы

Большие начальники Беларуси не врут. Они просто так видят действительность. Усугубляет нашу жизнь то, что они управляют 80% активов и ресурсов страны. Они прямо и косвенно руководят 70-75% рабочих мест, львиной долей инвестиций и потребления. Их оторванность от жизни и реальной экономики — это наша проблема.

Распорядители чужого (политики и чиновники) на самом верху Вертикали явно не бедствуют. Остальные же остаются заложниками их заблуждений и застоя. Производителей товаров и услуг, рабочий класс поставили в неудобную позу. Пошли роптания и жалобы. В ответ власти цинично говорят: «Прилягте, товарищи, лежать всегда удобнее».

И вот в этом положении нам предлагают пройти очередной кризис. Чтобы умные мысли в голову не приходили, под рукой всегда есть дешевый алкоголь, «социально значимая» дешевая закуска и бесплатный спортивный канал.

Призрачные надежды отчаянных оптимистов на то, что Лукашенко в контексте новых вызовов (рецессия российской экономики, российско-украинская война, накопление долгов, неплатежи, неконкурентоспособность традиционных белорусских товаров) повернется в сторону рынка, экономической свободы и частной собственности, развеялись.

Глава страны, не увидев вокруг себя убежденных сторонников свободного рынка, решил действовать в привычной для себя манере и матрице. Ужесточить дисциплину, увеличить штрафы, повысить эффективность производства, заставить работать качественнее, диверсифицировать рынки, не впускать импорт — и всё это при неизменной зарплате.

Теоретическая инновация

5 мая на встрече с министром труда и социальной защиты Марианной Щеткиной Лукашенко сформулировал уникальную теорему белорусской экономики: «Человеку не нужен рост зарплат, если не растут цены». Он сказал это в контексте того, что государство повышает регулируемые им цены на ЖКУ, а это сегодня недопустимо. При этом планы ликвидировать перекрестное субсидирование в этом секторе к 2017 году никто не отменял.

Проверять данный тезис главы государства на научную правдоподобность не стоит. Тем не менее, это очередное «брякнул» является проявлением целого ряда противоречивых убеждений в его системе взглядов.

Рост зарплаты в рыночной экономике есть следствие увеличение объема заинвестированного капитала, применения новых технологий, улучшения организации производства и продаж, расширения рынков сбыта и привлечение качественного человеческого капитала. Принцип здесь простой и понятный: больше производишь добавленной стоимости — больше зарабатываешь. Понятное дело, что работодатели при начислении зарплаты принимают во внимание инфляцию, но не она определяет динамику доходов.

Лукашенко демонстрирует приверженность управленческой логике ЗАО «Беларусь», т.е. централизованной плановой экономике. В ней все коммерческие организации являются подразделением одной мегакорпорации. Между ними объявлено социалистическое соревнование, в том числе за право получить большую часть бюджетной помощи.

Такого рода поведение не имеет ничего общего с рыночной конкуренцией. Логика рынка здесь не применима по очевидной причине отсутствия этого самого рынка. Лукашенко видит, что страна, как единое ЗАО «Беларусь», ушла в убытки. Над ней нависли большие долги и неплатежи. Поэтому, по его логике, на повышение зарплат нет денег. А под человеком, которому не нужен рост зарплаты, он имел в виду себя, главного менеджера и стейкхолдера ЗАО «Беларусь». Ему не нужен рост зарплат его подчиненных, номенклатуры, «красных» директоров и даже рабочих, потому что взять неоткуда.

Не дёргайте, мужики, не дёргайтесь!

Важно понять и вторую часть теоремы Лукашенко — «если не растут цены». Это в какой стране они не растут? Смотрим на США. За первый квартал 2015 г. потребительские цены в этой стране сократились на 0,1%, во Франции, Греции, Италии, Испании, Польше, Израиле и Швейцарии — тоже дефляция.

Даже если верить Нацбанку и вынести за скобки обещание Минторга жестко контролировать обоснованность повышения цен, то годовая инфляция в Беларуси в 2015 г. составит около 16%. Т.е. цены в нашей стране растут. За 20 лет они никогда не переставали расти именно потому, что всё это время у них не было ни малейшей возможности стать свободными.

И вот очередной перл Лукашенко по ценовой политике: «И там, где мы можем сегодня приостановить рост цен, его надо приостановить. Надо дать понять всем: бизнесменам, предпринимателям, руководителям госпредприятий и всем прочим, что цены желательно сейчас не дергать».

О методах доведения воли главного управляющего ЗАО «Беларусь» до всех коммерческих организаций известно давно. Контрольные органы страны многочисленны и до зубов вооружены инструментами принуждения к добровольной заморозке цен. Никто дёргать не будет, потому что угроза «будешь долго дёргаться в неудобной позе» — это не пустые слова. Не нужны никакие указы, постановления или распоряжения. Чиновники уловили дух слова президента. Для них этого достаточно, чтобы отбить охоту организаций всех форм собственности к свободному ценообразованию.

В таком контексте непреднамеренным бенефициаром является Нацбанк. Формально его руководитель Павел Каллаур отчитывается по выполнению данного показателя. Волей главы государства, руками Минторга и других контрольных органов целевой показатель по инфляции может быть выполнен. Остается лишь убедить МВФ и других кредиторов, которые дают нам валютные кредиты для проведения рыночных реформ, что это и есть ценовая либерализация. Просто она, как демократия, у нас ещё молодая и хрупкая, требующая особого внимания и чуткой руки чиновника.

Слишком-большие-чтобы-обанкротиться: ловушка западных интервенционистов

Если по инфляции и зарплате Лукашенко креативит по-детски, то в сфере промышленной политики он аккуратно следует по граблям, которые в свое время Запад разложил бедным странам в качестве беговой дорожки к процветанию и благополучию. Речь идет об особых отношениях крупных промышленных предприятий с правительством с одной стороны и налогоплательщиками и потребителями — с другой.

Идеологи порочной связки «большой бизнес — большое государство» придумали якобы во имя национальных интересов, экономической безопасности и мирного неба фишку, что большие коммерческие организации должны иметь иммунитет от банкротства, индульгенцию на списание долгов и безлимитную кредитную карточку для финансирования своих расходов за счет налогоплательщиков. Им даже дали название too-big-to-fail или слишком-большие-чтобы-обанкротиться.

Размер, по которому выдается входной билет в эту элитную группу бюджетных иждивенцев, определяют чиновники. После попадания предприятия в эту группу его проблемы становятся нашими проблемами. Для поддержки их на плаву правительство тратит наши с вами деньги — без определения даты отсечения.

Лукашенко однозначно дать понять: «У нас на некоторых довольно крупных предприятиях... сложилась весьма напряженная ситуация, обстановка. Мы ни в коем случае не должны допустить того, чтобы их потерять. Это исключено».

Он приказывает данным предприятиям «вкалывать на всю катушку», но добавляет ласкающее директорат ухо «но и государство не имеет права их потерять». Очевидно, обещание главы страны оказывать государственную поддержку только тем, кто умеет зарабатывать, кто гарантирует эффективность использования инвестиций, на государственные и частные коммерческие организации, которые слишком-большие-чтобы-обанкротиться, не распространяется. Это по-хозяйски. Повышать 15-долларовое пособие по безработице правительство не хочет, а десятки триллионов долларов на большие «чемоданы без ручки» не жалко.

Белорусские распорядители чужого игнорируют тот факт, что африканские, латиноамериканские и азиатские страны, которые пошли этим путем, с треском провалились. Они верят в свою исключительность и даже право нарушать законы экономики.

Мы попали. Надолго. Безнадежно. Лукашенко прав. Никто ведь не требует повышения зарплаты. Кухонные разговоры и анонимные стенания в социальных сетях не в счет. Человеку ведь, действительно, не нужен рост зарплат. И мы знаем имя этого человека.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)