«Главные проблемы в демографии Беларуси начнутся примерно в середине века»

Экономист — о сокращении населения страны и как власти (не) решают накопившиеся проблемы.

В беларусских ВУЗах недоборы, люди трудоспособного возраста продолжают уезжать из страны, а количество занятых в экономике ставит все новые антирекорды. Что это значит для страны, объяснил академический директор исследовательского центра BEROC Лев Львовский.

— Это один из демографических трендов, который возник не вчера, а продолжается довольно долго, — говорит экономист в эфире Обычного утра. — Плюс, к этому добавляется специфика нашего государства, когда людей всячески мотивируют куда-нибудь уехать.

В позапрошлом, прошлом году было мало студентов, в этом году их еще меньше. Первая причина: эти молодые люди не родились 18 лет назад, вторая — некоторые из них посмотрели на то, что творится в беларусских ВУЗах и решили предпринять все меры, чтобы поступить в какой-нибудь иностранный университет.

Потому что условия обучения у нас также не улучшаются: и мало бесплатных мест, и беларусские власти, судя по всему, считают, что студенты — какие-то их бесплатные крепостные.

Например, проблемы с кадрами в медицине Лукашенко предложил решать тем, чтобы просто увеличить отработку для молодых специалистов; возможно, отобрать паспорта, запереть их на селе, чтобы там лечили.

Точно так же Лукашенко решает проблемы и в сельском хозяйстве — теперь нельзя увольняться. Понятно, что студенты тем более не защищены, их постоянно норовят то на поля отправить, то куда-то распределить.

Эксперт считает: даже вступающие в силу изменения касательно отсрочки от армии (те беларусы, которые учатся за границей, теперь не смогут на нее рассчитывать) не перевешивают плюсов обучения за рубежом, которое выбирают многие студенты.

Впрочем, такой выбор, хотя и по иным причинам, делают не только те, кто мотивирован на учебу:

— Если человек не пошел в университет, это совсем не значит, что он ничего не соображает и должен обматываться красно-зеленым флагом и бегать за ГУБОПиКом.

Люди в большинстве своем рациональны, ищут свои выгоды. Понимая, что  продавать дыни в Варшаве выгоднее, чем работать на шиномонтаже в Витебске, определенный процент граждан также переедет.

Еще одна большая демографическая проблема, которая напрямую отражается на экономике: беларусы стремительно стареют.

— В частности, это означает две вещи, — говорит Лев Львовский, — количество трудоспособного населения уменьшается быстрее, чем население Беларуси, и изменяется демографическая нагрузка, появляется больше пенсионеров на душу населения. Это, в свою очередь, означает изменение спроса: пенсионерам более важны, к примеру, медицинские услуги, чем бары на Зыбицкой.

Значит, надо больше пенсий — а они идут из зарплат текущих работников, накоплений-то нет, ФСЗН дефицитный.

Соответственно, надо либо снижать пенсии (к слову, они в Беларуси в последнее время снижаются относительно средних зарплат), либо повышать налоги. Либо — и я уверен, что правительство в какой-то момент так и сделает — увеличить пенсионный возраст.

Хотя мужчинам 5 лет уже особо не добавишь, в среднем беларусские мужчины умирают на 10 лет раньше, чем женщины, многие не успевают пожить на пенсии. Сложно точно сказать, в чем причина такой большой разбежки, а данные Минздрава далеки от реальности.

Минздрав РБ — как человек, который начал врать с первого класса, и уже, кажется, не может произнести правду.

Среди вероятных причин — «неправильное пьянство» (есть страны с таким же потреблением алкоголя на душу населения, но гораздо меньшей смертностью): беларусы пьют не только много, но и, видимо, не то и не так. К тому же высокий уровень самоубийств, особенно среди мужчин; высокая доля людей, которые умирают от грязного воздуха — от болезней легких, не являющихся раком легких («благодаря» индустриальному производству и сельскому хозяйству). Отмечу, что мужчины дольше живут в обществе, где женщины и мужчины равны.

Что могут сделать с накопившимися проблемами беларусские власти — и будут ли? По мнению эксперта, решения есть:

— Например, надо стимулировать рождаемость.

У нас государство занимается патерналистскими политиками, в основном дают деньги — но это не помогает стимулировать современных женщин рожать. Для многих важный стопор — потеря времени, карьерных перспектив. Есть ряд других политик стимулирования рождаемости, но в Беларуси этим пока не сильно занимаются.

Нужно привлекать мигрантов, нужно исследовать, почему люди эмигрируют, и бороться с этим. Тут понятно, что беларусское правительство ничего делать не будет: уехал — и хорошо, зато не ходишь, не митингуешь. Нужно реформировать пенсионную систему, чтобы она не зависела от демографических волн…

Способов, на самом деле, много, но у нас не делается ничего. Может быть, власти только устрожат эмиграцию или поедут в Узбекистан и попытаются привлечь их граждан переехать в Беларусь, хотя, думаю, большинство не поедет.

А можно просто сидеть, ждать (главные проблемы в демографии Беларуси начнутся примерно в середине века, в 2050 году) и думать: я, Александр Лукашенко, не доживу до этого, проблемы уже будут не мои.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(33)