Филин

Сергей Василевский

Фридман: Если «вагнеровцев» вытеснят из Африки, то там откроются новые возможности. В том числе и для небольшой частной компании из Беларуси

«Вагнеровцы» становятся конкурентами? На этот и другие вопросы Филина ответил политический обозреватель Александр Фридман.

Александр Фридман

Украинский «Обозреватель» публикует документ, который контразведка беларусского КГБ якобы отправила в Минобороны и командованию ПВО и ВВС. В нем говорится о фактах вербовки беларусских военнослужащих представителями ЧВК «Вагнер» для отправки в Африку. КГБ называет это угрозой и не рекомендует сотрудничать с российской компанией.

В свою очередь «Зеркало» пишет о том, что близкая к режиму Лукашенко компания «ГардСервис» нанимает беларусов для работы в Африке по контракту. Якобы эта работа сопряжена с «возможным участием в боевых действиях».

Если допустить, что обе новости правдивы, что они могут означать? Это попытка создать монополию в этой сфере? Назревший конфликт с «Вагнером»?

— Давайте будем исходить из того, что эта информация соответсвует действительности. Тем более что это выглядит на самом деле правдоподобно. Выглядит логично, что лукашенковцы не хотят, чтобы профессиональные военные шли служить к «вагнеровцам», уезжали с ними в Африку. Не хотят по разным причинам.

Во-первых, так они теряют ценный ресурс. Во-вторых, кто его знает, как беларусские военные будут вести себя, пройдя через Африку с «Вагнером». Так что определенная логика у режима здесь есть.

Что касается второй истории, то попытка отправить в Африку людей в качестве охранников, чтобы заработать деньги — это то, что в любом случае будет интересно Лукашенко. Тем более что в данном случае можно рассчитывать на серьезную прибыль. Поэтому такая новость совсем не выглядит фантастической.

Если мы исходим из того, что все это правда, для меня картина выглядит следующим образом. Похоже, что российская сторона приняла решение уничтожить ЧВК «Вагнер». Во всяком случае, в том виде, в котором она существовала до сих пор.

И если Кремль такое решение принял, а «Вагнер» при этом будет пытаться урвать для себя хоть что-нибудь в Африке, то в такой ситуации выглядит логичным нежелание властей Беларуси содействовать «вагнеровцам» в плане вербовки своих же военных.

С другой стороны, если «вагнеровцев» вытеснят из Африки, то там откроются новые возможности. И меня совсем не удивит некое взаимопонимание между Минском и Москвой. В том смысле, что на освободившейся площадке найдется место не только для ЧВК «Редут», находящейся под контролем Сергея Шойгу, но и небольшой компании из Беларуси.

И Лукашенко таким образом получит лакомый кусок за свою помощь в разрешении кризиса с пригожинскими наемниками. Я могу себе такое представить.

 — Власти отказались выдавать находящимся за границей беларусам паспорта. Давайте посмотрим на это глазами западных политиков. Можно ли это рассматривать в том числе и в качестве потенциального гибридного воздействия? Ведь десятки тысяч человек со временем станут носителями проблем. Или для Европы это не является серьезным вызовом?

— Я бы здесь разделил: с одной стороны, Польша, Литва, в какой-то степени Латвия, а с другой — остальные европейские страны. Та же Италия или Германия. В последней, к слову, также есть какое-то количество беларусских беженцев, но оно куда меньше, чем в той же Польше.

Для Варшавы и Вильнюса эта ситуация понятна, они с беларусским вопросом сталкиваются более плотно. Я думаю, что они ожидали подобного развития событий.

Мне кажется, что в Польше и Литве понимали проблему и до этого решения Минска: что беларусам, находящимся на их территории, угрожает опасность при возвращении на родину, и что они будут пытаться выйти из этого положения.

А что касается Западной Европы, то тут все сложнее, здесь понимание беларусских реалий куда хуже, чем в Восточной. Здесь представителям офиса Тихановской придется объяснять местным властям, чем так опасна ситуация в Беларуси.

Ведь, с одной стороны, беларусов формально не лишают гражданства, всегда можно поехать домой и сделать документы. С другой — им при этом грозит реальная опасность быть арестованными. 

В этом отношении нужна серьезная разъяснительная работа. И будет ли она успешна — тот еще вопрос.

Если посмотреть на это глазами поляков и литовцев, то я здесь не вижу какой-то проблемы. Наоборот, многие из беларусов, которые рассчитывали вернуться, которые хотели поддерживать более тесные отношения с родиной, в новых обстоятельствах могут задуматься о скорейшей интеграции в общество страны пребывания.

Задуматься о серьезной легализации, о получении гражданства в перспективе. Возможно, такое решение Минска активизирует стремление беларусов к интеграции в польское, литовское или какое-то другое общество.

Поэтому я не вижу причин для литовцев или поляков расценивать это, как какую-то проблему или угрозу. Мне кажется, что поляки (литовцы в меньшей степени) как раз из того и исходят, что приехавшие из Беларуси граждане останутся в Польше надолго.

И это ставит вопрос не только о поддержке демократических сил Беларуси, но и интеграции этих людей в польское общество.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 1.6(60)