Филин

Вероника Белова

Что не так с цифрами по числу противников вакцинации среди белорусов?

Почему разошлись данные зарубежных и отечественных социологов по желающим вакцинироваться? И что думают инфекционисты. 

На прошлой неделе появился отчет Baltic Internet Policy Initiative о проведенном в Беларуси онлайн-опросе на тему ковида. Обращает на себя внимание цифра противников вакцинации. Из исследования следует, что 59% респондентов не готовы вакцинироваться.

Примечательно, что BIPI проводил свой опрос в августе. А в марте подобное исследование проводилось Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси. Согласно ему, отрицательно относятся к вакцинации от коронавируса 42,8% белорусов.

Как же так получилось, что за несколько месяцев противников вакцинации не то, что не поубавилось, а наоборот стало больше? И это при том, что страну накрыла очередная волна коронавируса, а официальные власти все активнее призывают белорусов вакцинироваться.

Экс-директор института социологии НАН Беларуси, а ныне старший аналитик Центра новых идей Геннадий Коршунов дает объяснение такому феномену.

По его мнению, следует обращать внимание на различную выборку двух опросов.

— BIPI провела онлайн-опрос, а Институт социологии — классический офлайн-опрос. То есть первые говорят только про обинтернеченных белорусах, Институт социологии — обо всех. Имеем разницу, пусть и небольшую (по крайней мере, напомню, что ежедневно более 82% белорусов пользуются Интернетом), но она есть, — поясняет Геннадий Коршунов.

По его мнению, играют роль и разные сроки проведения опросов — за несколько месяцев настроения могут значительно измениться.

Но не менее важна и сама формулировка вопроса. И тут, как оказалось, между двумя исследованиями есть разница. Институт социологии спрашивал об отношении к вакцинации, что является абстрактным вопросом. BIPI — о конкретных установках: готов ли человек вакцинироваться.  

— Конечно, вопросы взаимосвязаны между собой, но они немного о разном, — поясняет Геннадий Коршунов. — Ведь можно позитивно относиться к вакцинации в целом, но не собираться вакцинироваться из-за противопоказаний или надеясь на антитела после болезни. И наоборот — к вакцинам как таковым относиться скорее отрицательно, но во время пандемии принять решение прививку все же сделать.

Как бы там ни было, не желающих прививаться среди белорусов довольно много. Достаточно просто взглянуть на фото одиноко стоящих передвижных пунктов вакцинации. Отсутствие ажиотажа на фоне кадров из переполненных больниц и поликлиник вызывает как минимум удивление.  

Один из пунктов вакцинации в Пинске. Фото: media-polesye.by

Врачи бьют тревогу и всячески призывают вакцинироваться.

— Пандемия просто идет и сжирает человечество ровно в тех местах, где нет вакцинации, — заявила в интервью Новой газете профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона (США) Анча Баранова. — Ни одна вакцина не совершенна, но сами по себе вакцины — это огромное достижение.

По ее словам, вероятность подхватить вирус от вакцинированного человека меньше, чем от невакцинированного. А заболевание после курса вакцинации встречается лишь в особых случаях — как правило, это люди со сниженным иммунитетом, пожилые.

Врач-инфекционист Никита Соловей обращает внимание, что привитые реже заражаются повторно, а среди тяжело больных он вообще таких не встречал.

— Ну нет нормально вакцинированных иммунокомпетентных пациентов с COVID-19 в реанимационных отделениях, нет! И просто в стационар их попадает единицы (за 2 месяца работы в ГКИБ мне таких попалось двое, заболевание закончилось у них без последствий). 

Так что, дорогие друзья, хватит щелкать клювом, слушать ахинею от блогеров, даже близко не имеющих медобразования и владеющих чаще всего только русским языком, причем в диалекте Инстаграма, читать желтую прессу о «вреде и опасности прививок» и подвергать жизни и здоровье свои, своих детей, родных и близких постоянной опасности. Не позволяйте сработать естественному отбору.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.2(38)