Филин

Сергей Василевский

Юрист: В Беларуси есть адвокаты, которые работают как партизаны

Что происходит с белорусской адвокатурой — объясняет Михаил Кирилюк.

Александр Лукашенко высказал министру юстиции Сергею Хоменко свое представление о том, какой должна быть белорусская адвокатура:

— Адвокатура должна быть под контролем, но должна действовать по закону и должна быть настоящей адвокатурой. Адвокат должен выполнять свои функции не боясь ничего, но в то же время мы должны понимать, что это государственный человек. И его действия должны быть основаны на нормах закона, а не каких-то придуманных нормах — свободы слова и прочих свобод. Мы уже наелись этой свободы. Слава богу, увидели, какую свободу нам сюда несут.

Фото со страницы Михаила Кирилюка в Facebook

О том, что стоит за этими словами, Филину рассказал адвокат Михаил Кирилюк, лишенный в Беларуси лицензии:

— Он сказал о том, что уже де-факто произошло. Как мы видим по событиям 2020 года, Лукашенко и его окружение всегда воспринимали адвокатов в качестве технических секретарей, которые присутствуют на процессах и выполняют роль статистов. Эта роль понятна, как дань европейской традиции. Вот и все.

Это не было бы проблемой, если бы один Лукашенко так думал. К большому сожалению, таких людей хватает в Минюсте — от исполнителей, до обладателей высоких постов. Они с этим согласны.

Также с этим согласно по факту руководство адвокатуры, которая данную политику поддерживает и развивает. Ведь часть адвокатов была лишена лицензии руками Министерства юстиции, а часть — руками этого самого руководства.

Кроме того, часть адвокатов пассивно поддерживает подобные взгляды. Они доносят эту мысль своим коллегам: «Если ты хочешь работать и зарабатывать, то есть быть высокооплачиваемым курьером, передающим информацию от клиента его родным, то делай все согласно инструкции, не проверяй, насколько действия властей соответствуют закону, Конституции, прав человека».

Вот такая грустная картина, которую Лукашенко еще раз очертил, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что это официальный взгляд. Что это осознанная политика, что все неслучайно.

— То есть, эти высказывания — не руководство к действию министру юстиции, а констатация свершившегося факта? 

— Адвокат Максим Знак осужден на 10 лет. Ни один из обвинителей не мог пальцем показать, в каком месте он призывал к насильственному захвату власти.

Несколько десятков адвокатов, в том числе и я, лишены лицензии. Международные коллегии адвокатов, объединения юристов писали письма в наши коллегии по следам событий 2020-го. Говорили им, что они нарушают все возможные этические нормы и принципы работы адвокатов.

Писали, что нельзя за озвучивание собственного мнения и попытки защищать своих клиентов исключать из коллегии. Что на это ответили коллегия адвокатов и Министерство юстиции? Продолжает исключать адвокатов из коллегии. По существу, это подведение итогов последних полутора лет.

— Можно ли, цинично выражаясь, говорить об окончательном решении адвокатского вопроса в Беларуси?

— Могу сказать, что неокончательное. Очевидно, что есть адвокаты в системе, которые не афишируют себя, работают как партизаны. Они перестали выступать публично, но они продолжают минимально поддерживать незаконно осужденных, тех, кто в тюрьме. Дают реальные советы родным осужденных.

Эта часть людей существует внутри системы, она работает, поддерживает связь. По понятным причинам, она не может выходить с интервью и выступлениями, как это было в мирное время. Эти люди делают свое дело, пусть и не так заметно, но это все равно дорого стоит.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(14)