Политика
Марина КОКТЫШ, «Народная воля»

«Я очень жалею о том, что когда-то отправил оппозицию «гавкать» на Бангалор...»

Сегодня мало кто знает в лицо президентских помощников. Они крайне редко появляются на телевидении, практически не дают интервью, не выступают с яркими инициативами или хотя бы запоминающимися комментариями. Как и многие чиновники, они предпочитают находиться в тени.

Сергей Посохов

В этом смысле с экс-помощником президента Беларуси Сергеем ПОСОХОВЫМ скучно не было. Сергей Алексеевич запомнился тем, что в одной из телепередач в прямом эфире громко отправил всю белорусскую оппозицию “гавкать на Бангалор”. А однажды честно заявил о нежелательности попадания в Палату представителей любых оппозиционных деятелей и предупредил, что для этого власть будет использовать любые, в том числе и административные, ресурсы.

Чем сегодня занят полковник Посохов?

“Народная Воля” разыскала его в Санкт-Петербурге.

— Я вообще потерял интерес ко всему, что происходит в Беларуси, — сказал Сергей Алексеевич. — Отсюда уже смотришь на все по-другому.

— Неужели совсем не интересуетесь белорусскими буднями?

— Нет, я просматриваю некоторые сайты, читаю аналитику. И часто думаю о том, что такое свобода и как ею пользоваться. Вот многие ругают теперешнюю кремлевскую команду. Но она дала людям свободу. И то, как люди ею пользуются, просто ужасно... Я иной раз думаю: так может, Лукашенко и не так уж и не прав, закручивая гайки?.. Другое дело, что ограничения, конечно, должны быть поумнее, не такие жесткие. По большому счету, свобода — это осознанное ограничение. И свободному обществу нужны лидеры, апостолы, авторитеты. А где их взять в Беларуси? Все клоуны... Видимо, белорусский народ еще не дозрел до полной свободы...

— Теперь вы в Минске редкий гость. Почему уехали?

— Я уже просто не мог... В последние годы просто задыхался от того, что происходит в стране. Все как-то местечково, неумно...

— Слышала, что вы работаете в какой-то крупной питерской строительной фирме.

— Я сейчас маленько отошел от всех дел. Мне недавно исполнилось 65 лет, так что активно уже не работаю. И не хочу никому ничего советовать. Мне поступало немало интересных предложений о трудоустройстве, и здесь в том числе, но я отказал. Решил: если ты сам нигде не работаешь, ни за что не несешь ответственности, ничего не подписываешь, то зачем?..

— А ведь еще совсем недавно вы занимали высокие посты.

— Я большие должности занимал только в армии.

— Но вы же были и помощником президента...

— Это же не исполнительная должность. Никаких указаний ты давать не можешь, только советы... Мне тогда, конечно, хотелось наладить гуманные, доверительные отношения и с российской, и с западной сторонами. Я много ездил, встречался с людьми, отстаивал какие-то позиции. Все это делалось открыто. А сейчас такого нет. Все как-то тайно, местечково... А ведь политика — не дело спецслужб. Это прежде всего открытость и прозрачность. И политики должны быть людьми публичными, у которых есть лицо и выражение глаз. Ведь иногда как бывает: мы смотрим телевизор и даже не слышим, что говорит человек. Просто на каком-то подсознательном уровне мы ему или верим, или нет. И так поступают миллионы людей. Мне хотелось создать пояс добрососедства, а сейчас везде какие-то хитринки, закулисные игры... А нужны прямые, искренние, прозрачные отношения. Я, кстати, всегда выступал за нормальные отношения с оппозицией, с некоторыми представителями которой даже дружил. Демократия немыслима без политического плюрализма. И наиболее ярким показателем зрелости гражданского общества является умение слушать и слышать друг друга.

— Но при этом вы категорически не хотели видеть оппозицию в том же парламенте.

— Даже самая демократическая политика имеет в своей основе силовую компоненту. А де Голль, Черчилль — разве это были мягкие руководители, разве они не совершали ошибок?.. Это власть. И ты или можешь, или не можешь.

Сегодня в Беларуси стало скучно. Нет общественной, интеллектуальной жизни. Раньше, я помню, оппозиция проводила какие-то семинары, встречи, где можно было поспорить с тем же Зеноном Пазьняком, Станиславом Шушкевичем, Анатолием Лебедько, Сергеем Калякиным. Я этих людей уважаю, это на самом деле интеллектуалы, с ними приятно общаться. А сегодня вы можете себе представить, чтобы власти предержащие публично спорили с этими людьми?

— Сергей Алексеевич, у нас и раньше на телевидении не было прямых эфиров. И оппозицию в эфир как не пускали, так и не пускают.

— А настоящее государство не может без этого жить! Ведь государство — это не только чиновники. Это элита и контрэлита, правящие слои и оппозиционные. Контрэлита была даже при Сталине! Опять же, что бы ни говорили про Россию, что и зажимают, и прессингуют, но посмотрите: здесь есть Каспаров, Зюганов...

— Их, кстати, тоже нет в телевизоре.

— Но они есть в реальной жизни. У них есть сторонники, в том числе и в парламентах. Эти люди — как символы государства. И в Питере я вижу среди “яблочников” очень авторитетных людей.

Сегодня в Россию лезут выходцы из многих постсоветских стран. И некоторые занимают здесь достаточно видное положение. Спрашивается: а чего вы сюда так стремитесь? Что же вы у себя на родине не можете организоваться, всего добиться?

— Но вы тоже уехали, простите, не в Китай...

— Я родился в России. И приехал на свою родину. И здесь мне пришлось начинать все с нуля. Но я не об этом, а о том, что белорусы сами должны создавать свое государство. Со своим языком, экономикой, внешней политикой. А то у себя не могут ничего организовать, а здесь все такие мудрецы!

Я сейчас стою на стороне главного редактора “Народной Воли” Иосифа Середича. Мне близка его позиция по многим вопросам. Считаю, что государство должна формировать нация. И ключевые должности в стране должны занимать истинные белорусы, как бы патетично это ни звучало. Вот такие у меня сейчас взгляды... Наверное, некоторым в Беларуси они бы не понравились...

— Сергей Алексеевич, а не жалеете, что когда-то отправили оппозицию “гавкать” на Бангалор?

— Я не о многом жалею в своей жизни. Но об этом жалею. И очень сильно. Это честно. Важно, чтобы человек мог высказывать то, что думает. Другое дело, услышат его или нет. Но право высказаться должно быть. Я вот сейчас наблюдаю, как ведут себя российские чиновники. Как же терпеливо они умеют слушать! В Беларуси этого нет.

— Представить страшно, какой разнос устроил бы чиновникам Лукашенко, случись у нас такая трагедия, как в Перми. А Медведев, кажется, даже голоса не повысил.

— Орать — это не самое умное... Я думаю, что и сам бы в некоторых случаях взорвался бы, а здесь такого нет. Новая генерация управленцев растет. И формируется она только в демократических условиях. А что касается Беларуси, то у меня такое ощущение, что страна семимильными шагами пятится назад. Взять хотя бы бизнес-класс. В 90-х годах он был неплохой, а сколько женщин было в бизнесе, а сейчас... Талант предпринимателя — такой же редкий, как талант Льва Толстого. Предпринимателей надо растить, холить и лелеять. Например, очень ярким руководителем был экс-гендиректор Тракторного завода Михаил Васильевич Леонов.

— Промышленный генерал уже семь лет за решеткой...

— Да и еще навскидку можно назвать десяток людей, с которыми так поступили. Тот же гендиректор “Атланта” Леонид Калугин... А ведь такие люди — богатство страны. В военное время ценны полководцы, а в мирное — бизнесмены и грамотные управленцы. А когда судимого поставили на пост гендиректора МАЗа... Ну что это за кадровая политика?!

Все решают люди. А в Беларуси бизнес-элиты нет. Во властной элите настоящие политики отсутствуют. Мальчики и девочки, которые сегодня выступают по телевизору, — это смешно... Во всем мире люди, обладающие властью, ведут диалог с журналистами. А чтобы журналисты точку зрения власти излагали — это чепуха.

Я прожил в Беларуси 20 лет. И, конечно, сердце болит за эту страну. Но никто, кроме самих белорусов, ситуацию исправить не в состоянии. И ни на Европу, ни на Россию надеяться не стоит. Общество само должно вызреть и найти силы для перемен. И посторонние вмешиваться в эти процессы не должны. Государство — живой организм. В нем есть иммунитет — оно живет. А если ослабла иммунная система, то... Ну, в жизни все бывает...

— Вы наверняка видели пресс-конференцию Дмитрия Медведева с участием белорусских журналистов...

— Я считаю, что Медведев поступил правильно, пригласив белорусскую прессу. Потому что все время от него какими-то рывками требуют ясности и четкости по белорусскому вопросу. И он решил высказаться, глядя в глаза журналистам. Причем позвал всех. И он, кстати, сказал, что не будет лезть во внутренние дела Беларуси. Мне это понравилось...

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Сергей Посохов родился 29 ноября 1944 года в Иркутске (Россия). Образование высшее. Доктор наук, профессор. Тема диссертации: “Избирательные технологии и формирование высших органов власти в Республике Беларусь”. Профессиональный военный. Служил на различных руководящих должностях в Советской Армии, в том числе в Западной группе войск. В 1994 г. возглавлял штаб поддержки А.Лукашенко по Гродненской области. Был дважды помощником президента Беларуси по политическим вопросам. Фактический инициатор проведения Всебелорусского народного собрания (октябрь 1996 г.) в поддержку референдума 24 ноября 1996 года.

Постоянный полномочный представитель Республики Беларусь при уставных и других органах Содружества Независимых Государств. Полковник запаса. Был депутатом Гродненского городского Совета народных депутатов, членом бюро ЦК КПБ. Член Коммунистической партии Беларуси. Православный.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)