Спорт
Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ, «Белгазета»

Владимир Титовец: «Фанат — не человек в телогрейке и с семечками»

Накануне первого полуфинального матча на Кубок Беларуси между «Нафтаном» и БАТЭ 22-летний полузащитник новополочан Филипп Рудик заявил: «А вот БАТЭ судьи всегда помогают. Правда, непонятно почему: в Борисове и так хорошая команда». На следующий день руководство БАТЭ подало заявление в Белорусскую футбольную федерацию с просьбой рассмотреть вопрос о наложении дисциплинарных санкций на игрока. В итоге, учтя принесенные Рудиком извинения, дисциплинарный комитет вынес футболисту предупреждение.

«Подросток, что он может сказать и может ли оценить последствия своих слов? Народ у нас любит хвататься за горячее, — считает председатель ОО «Клуб болельщиков БАТЭ» Владимир ТИТОВЕЦ.— С другой стороны, клуб как юрлицо тоже имеет право постоять за свои права. Один сказал, что подсуживают, второй скажет — это уже не дело».

О ФАН-СЕКТОРЕ И МАЛОЛЕТКАХ

«Мы не фан-сектор, — говорит болельщик. — От фанатов нас отличает культура боления. Мы хотим показать, что болельщики не малолетки, собравшиеся полузгать семечки, подраться и выпить. Мы болеем красиво: приходим вовремя, запускаем в воздух шарики, однажды накрыли всю западную трибуну цветной бумагой. В конце концов нас заметило клубное руководство, Капский [председатель правления ФК БАТЭ. — Н.П.]. Сегодня в клубе 68 человек».

На что остается время «у заводчанина из Борисова»?«Борисов — город небольшой, хотя есть театр и бильярд. Человек приходит с работы и садится за мыльный сериал, нет времени узнать о футболе подробнее. Приходя на стадион, он называет одного игрока другой фамилией. Отсутствие информации влияет на посещаемость, доходы стадиона, настроение команды. Как играть при пустых трибунах?! А результат — это деньги. В прошлом году клуб почти 7 млн. евро заработал на этом деле».

Вступительный взнос в клуб болельщиков — Br35 тыс., ежемесячный — Br7 тыс.:«При этом человек получает абонемент на посещение всех матчей с участием БАТЭ. Администрация клуба на постоянной основе охотно идет нам на встречу. Стоимость абонементов, к примеру, покрывается за счет клуба».

На атрибутику клуб денег не дает: «Они могут помогать организационно — скажем, выделить дополнительное количество билетов. Надо работать за свои деньги. Сейчас кризис, но в будущем будем искать спонсоров».

Некогда барабанщикам«давали деньги на выезды; когда же финансирование прекратилось — прекратилось и их существование». Выезды болельщиков за границу клуб также не финансирует: «В Питер или Турин ездили за свой счет. В перспективе, возможно, клуб сможет оказывать помощь при получении виз или брать нас с собой в чартерный рейс. Но ездить за их деньги мы не хотим».

О ДРАКЕ В ЛЕСНОМ МАССИВЕ

Милиция «не такая уж страшная субстанция. Любой вопрос можно разрулить». Милиционеры бывают разные: «Иногда молодой правоохранитель хочет показать, что он главный. Полое пластиковое древко, которое я смог пронести на матчи Лиги чемпионов, в Новополоцке мне пронести не дали».

В Европе весь стадион «обычно окрашен в клубные цвета: кто-то надел майку, кто-то шарф. А у нас считается, раз кто пришел в шарфе — тот фанат. Значит, должен сидеть в отдельном секторе. Наша же идея такова: любой заводчанин может надеть майку клуба и сесть там, где захочет». Есть надежда, что «со временем милиция поймет: болельщик — не человек в серой телогрейке, с кульком семечек в кармане».

Европейские черные списки фанатов в Беларуси «в ближайшие несколько лет не появятся. У нас нет стадионов со спецтехникой и огромной посещаемостью. Полсотни фанатов любого белорусского клуба можно запомнить в лицо».

Подав в январе 2008г. иск в суд на фанатов БАТЭ, пронесших пиротехнику на стадион в Бухаресте, Анатолий Капский «старался разграничить активное боление и хулиганство на поле. За хулиганство надо платить. Клуб грамотно позиционирует себя как организацию, отстаивающую порядок на стадионах. Это случилось не потому, что Капский плохо относится к фанатам. Позже иск был отозван».

Нельзя сказать, что белорусы «такие уж страшные болельщики. Ну съездили фанаты минского «Динамо» в Сморгонь, ну оторвали пару сидений, так их тут же увели в КПЗ. Отмороженные есть везде — и в Англии, и в Беларуси».

Драка фанатов за пределами стадиона вполневозможна: «Это же мужчины. Люди выехали, они не дерутся без правил: лежачих не бить, не использовать колюще-режущие предметы. Голые руки и все. Подрались и разъехались, не вижу в этом ничего плохого».

Однако, «если серьезно, для нашей организации это недопустимо. В нашей газете никогда не будет объявления: в лесном массиве на Березине встречаются две группы фанатов, будут бить морды. Приведи друга и получи билет на следующий матч бесплатно».

О РАБОТЯГАХ-СПЕКУЛЯНТАХ

На матче с питерским «Зенитом» в Лиге чемпионов основная часть сектора для борисовчан была занята питерцами, что вызвало скандал. Тогда предусматривались «квоты по билетам для Минска, для Борисова и для гостей (не менее 5%). Но 200 тыс. человек хотели попасть на матч, а стадион «Динамо» вмещает 30 тыс.! Минчане тоже ринулись в Борисов, где купить билет было проще, покупали пачками. Конечно, работяга с завода охотно продаст билет, имея возможность наварить чуть ли не половину месячной зарплаты. Но нельзя обвинять только борисовчан: на минских секторах питерцев тоже было много».

При входе на стадион баннеры «каждый раз разворачивают и прощупывают — даже старые». На отборочном матче чемпионата мира по футболу между сборными Казахстана и Беларуси «казахи вывесили баннер (у обеих команд тренеры — немцы): «Шторк — гут, Штанге — капут». Казахская милиция это пропустила: наверное, ей весело было. В драку мы не полезли, ответили им пятью голами. А вот расистские лозунги неприемлемы — это закончится потасовкой и лесными массивами».

Разворачивая баннер, «мы находимся в руках у сержанта. А вдруг сержант скажет: не пойдет! «Почему?» — «Я так решил!» И все, оставляем баннер в камере хранения и идем с пустыми руками. На каком уровне принимаются такие решения, у кого их оспорить?»

В прошлом году «была история с минским «Динамо». Пресса обратила внимание на их баннер «Белые парни голубых кровей», истолковав его в контексте расовой неприязни. Было много ругани, все друг другу доказывали, что они действительно белые, а голубая кровь — образное выражение. В итоге фанатам все-таки запретили его пронести».

Вообще, «если в Минске никого не удивляет чернокожий человек на улице, то на периферии в него тычут пальцем. Когда в наших клубах стали появляться чернокожие легионеры, они сталкивались с неприязнью. Скорее всего, это связано с невысоким культурным уровнем народа».

О КРИВЫХ, КОСЫХ И ПОЛУПЬЯНЫХ

Выбирать стюардов на стадионе из числа болельщиков вместо милиционеров было бы проблематично: «Когда «Челси» и «Ливерпуль» сыграли 4:4 в Лиге чемпионов, люди в желтых жилетах весь матч стояли спиной к полю. Когда БАТЭ будет играть с «Челси» 4:4, наши болельщики так не усидят!»

Европейские клубы «создавались в XIX ст. Наша рваная история футбола не предполагала, чтобы у нас воспитывался и рос болельщик. В Англии, заказав абонемент, получить его можно только через три года. Там эти абонементы передаются по наследству». Сейчас в Минске «очень много болельщиков «Спартака», «Манчестера», «Реала», бог знает кого. Хорошо, что молодежь тянется к красивому, но обидно, что она не ходит на своих».

Стоит «ценить свое: какое бы оно ни было убогое, какие бы кривые-косые и пьяные ни приходили на стадион, никто за нас этого не улучшит. Никто не научит Рудика играть, как Рональдо! Никто не подтолкнет пьяного: мужик, давай завтра в футбол сыграем или бумагу поднимем, чтоб красиво было». Английские болельщики тоже «такими не родились. В 1903г. тоже все было убого, играли на колхозных полях и дрались, а через сто лет все наладилось. Надеюсь, через сто лет мы переплюнем англичан».

ДЕТЕКТОР ЛЖИ

— Вы приходили на стадион в состоянии алкогольного опьянения?

— Нет.

— Есть ли секретные способы проноса алкоголя на трибуны?

— Да. Такие же, с помощью которых болельщики «Зенита» пронесли фаера на стадион «Динамо». В капюшонах, например. Женщины с большой грудью легко могут пронести. Главное, чтобы с тобой была женщина.

— Дрались с фанатами других команд или милицией?

— Нет.

— Готовы приобрести билет у спекулянта, заплатив в 10 раз больше номинала?

— Готов, но надеюсь, такой необходимости не будет.

— Как близкие люди относятся к вашему хобби?

— Хорошо.

КОНТРАТАКА

— Нельзя сказать, что сегодня на стадионах сидят «колдыри» и полупьяные фанаты, хотя есть и такое. Некоторые говорят: ой, 11 человек будут бегать, ни одного мяча не забьют, фанаты подерутся, а рядом со мной будет пьяный мужик сидеть. Да, такое бывает. Но кто разорвет это круг? Пусть правительство так поднимет экономику, что наши клубы смогут купить Рональдо, и болельщик пойдет на него. А может, лучше самим что-то сделать?»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)