Валерия Новодворская о белорусских выборах, оппозиции, памяркоўнасці и мове

Валерия Новодворская – идеальный оппозиционер. Идейный и бескомпромиссный до последнего вздоха, не колеблющийся даже с линией партии. И идеальная мишень для насмешников и властей: эксцентричная, не от мира сего и на мнение большинства ей было плевать – глубоко и ярко.

Одиозная бескомпромиссность, бесстрашие, совсем не женская жесткость и специфическая внешность не раз делали ее объектом насмешек даже среди собратьев по либеральному лагерю. Одна из самых смешных и гнусных шуток из "Кукл" Шендеровича – про то, как "Новодворская и Боровой бежали из Москвы в женском платье".

Контрреволюционерка, недобитый остаток Белой армии, случайная мутация (сама так себя называла). У меньшинства, говорила Новодворская, способного мыслить критически, три варианта действий: сломать себя и приспособиться, убежать, бороться. Она выбрала третий вариант. Связанная с Беларусью лишь местом рождения – Барановичи, где ее мать гостила у бабушки, Новодворская своими хлесткими определениями прошлась по многим героям современной белорусской истории. TUT.BY предлагает подборку ее высказываний о Беларуси – ярких, страстных, иногда – очень тонких, иногда – наивных.

О Василе Быкове:

"Мы узнали, что на войне свои стреляют в своих. Полное окружение: немцы и этакие "свои". Когда же появились такие вещи, как "Карьер" (1987), то оказалось, что стреляет и прошлое. Стреляет в спину, потому что непонятно, стоит ли продолжать жить после войны. В 80-е мы узнали от Быкова, что сыновья раскулачивали отцов ("Облава", 1986); что сажали "нацдемов" (патриотов национальных окраин СССР), таких как Дорошка в "Стуже" (1991); что в полицаи шли раскулаченные (как Гуж из "Знака беды"); что "врагов народа" выбирали голосованием на собрании, была норма по их "разоблачению" ("Красные петлицы", 2001). А после войны стало еще хуже: доносят друг на друга из страха герои, научные работники из "Бедных людей" (1998)... Наша война не кончилась и не кончится теперь уже никогда. Ни для нас, ни для Василя Быкова. Однако писатель советовал умирать по-человечески". ("NewTimes" №20 от 26 июня 2014 года)

О Позняке как лидере белорусской оппозиции:

"Позняк и Народный фронт перестали быть фактами политического действа в Беларуси в тот день, когда Позняк испугался за свою драгоценную жизнь и эмигрировал. На этом закончилось влияние и его, и его партии. Так что напрасно вы привлекаете эту фигуру для объяснения настоящих событий. Беларусь нормально развивалась при Шушкевичи и споткнулась о Лукашенко. Опять левая нога подвела – захотелось равенства и братства, борьбы с коррупцией".


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

О белорусском языке:

"Я порядочно знаю белорусский язык. Я читаю свободно и понимаю всё. Говорить только не могу. Есть словарный запас, нет практики.

- Если бы была языковая среда, вы бы заговорили свободно?

- Заговорила бы, конечно. Но вы же знаете, какие у нас бывают недальновидные родители. Я росла у бабушки с дедушкой. И они считали, что это большая привилегия, что я могу учиться как москвичка (мои родители работали в Москве) в единственной русской школе города. Представьте! Чтобы ни дай Бог не испортила себе русский язык изучением белорусского. То есть мне не дали изучать белорусский язык. Так бы я знала его в совершенстве". (Эксклюзивное интервью "Белорусскому партизану")

О "памяркоўнасці"

"Беларусь - пограничная зона. Состыковка. Это породило очень большое своеобразие: часть народа забито до невозможности, даже до понятия "помяркоунасть". Как сейчас выяснилось, россияне, которые таскаются толпами за Владимиром Путиным и обливают слезами его колени, они такие же "помяркоуныя" как и белорусы. Разница невелика. Иными словами, есть такие белорусы, которые адекватны россиянам: запуганы, неприхотливы, ничего не просят, затравлены. А часть абсолютно из другого "караса", наследники Речи Посполитой, совершенно свободные люди. Я таких в детстве встречала, в 50-е годы, на Хуторах. Они так и говорили: вот это было до большевиков, а это после большевиков. Эти люди не считали историю СССР своей историей. Это была навязанная им история. Они понимали, за что умер Кастусь Калиновский. Кастусь Калиновский - это как раз тот самый белорусский тип, который пришел оттуда, из Речи Посполитой". (Эксклюзивное интервью "Белорусскому партизану")

О двойных стандартах

"Западу и Востоку, к сожалению, нет до вас дела. А белорусскому народу, похоже, нет дела до собственной судьбы. Так ведь и раньше было: Запад не признавал аннексию стран Балтии, а Советский Союз пользовался этим и облизывался. И пока Горбачев сам не отпустил их на все четыре стороны, Запад не смел признать их суверенитет и установить дипломатические отношения. Вот эти ножницы, этот двойной стандарт - черта мировой политики". (Интервью опубликовано в "Газете "Имя" №211, 29 июля 1999 г.)

Про сотрудничество с властью

"Надо призывать народ стать под свои знамена, если у вас честное знамя, незапятнанное. И конечно, не идти путем Милинкевича, который вдруг решил сотрудничать с Лукашенко. Вот чего не ожидала... И конечно, не идти путем Пазьняка, не бежать из страны для сохранения собственной жизни. Вести себя честно, призывать народ к тому же, не использовать никакие властные ресурсы. Думать не о том, как получить место под солнцем, а о том, как просветить страну, спасти ее. Если не думать о себе, то все просто". (Газета "Свободные новости плюс", апрель 2012 года)

О Лукашенко после выборов

"Зачем пускать на выборы 10 кандидатов? Это была одна игра. Он притворялся демократом, он делал вид, что у него нет политзаключенных, он заигрывал с Западом, он рассчитывал, после того как поссорился с Путиным, на кредиты. Зачем ему понадобилось устраивать это ледовое побоище? Хватать легитимных кандидатов, не дожидаясь окончания выборов? Пошла какая-то другая игра. ОМОН ждал – это была засада в Центризбиркоме, там никакой импровизации не было. У меня есть только одно объяснение – то, что показали независимые экзитполы – это святая правда. Второй тур нарисовался". ("NewTimes", 20 декабря 2010 года)

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2(1)