Политика
Анастасия Зеленкова

«В Москве решили немножко припугнуть белорусскую сторону»

Россия и Казахстан решили не ждать Беларусь и договорились с 1 июля ввести в действие Таможенный кодекс Таможенного союза на двусторонней основе. Политологи уверены, что ситуация свидетельствует о серьезных противоречиях между Москвой и Минском, однако говорить о том, что сожжены все мосты рано.

В пятницу, 28 мая, Россия и Казахстан подписали международный договор, согласно которому с 1 июля Таможенный кодекс Таможенного союза будет введен на двусторонней основе. Беларусь партнеры решили не ждать. Правда, российский премьер Владимир Путин уточнил: «двери для присоединения нашей страны к ТС открыты».

По мнению политолога Александра Класковского, ничего удивительного в том, что Россия и Казахстан обошлись без Беларуси, нет.

— Эта коллизия была довольно предсказуема, — отметил Александр Класковский в интервью «Салідарнасці». — Белорусское руководство еще с самого начала выражало скепсис по поводу перспектив Таможенного союза и этот скепсис усилился после того, как Россия очень сильно обидела официальный Минск введением пошлины на нефть. Плюс вероятное повышение пошлины на ввозимые автомобили, что тоже некстати, особенно перед выборами, поскольку напрямую задевает сотни тысяч и даже миллионы белорусских граждан. Эти вопросы были принципиальны для официального Минска. И поскольку с Москвой общего языка найти не удалось, то белорусская сторона, по сути, поставила под вопрос вхождения в Таможенный союз.

Между тем, по мнению политолога, этот проект очень важен для Москвы.

— Для нее это проект геополитический – про это открытым текстом говорят в Кремле. С другой стороны, там взяли уже серьезный курс на прагматизацию отношений и в очередной раз раздавать льготы не хотят. Поэтому там решили немножко припугнуть белорусскую сторону и демонстративно на пару с Казахстаном заключили этот Таможенный союз и подписали введение Таможенного кодекса.

Однако утверждать, что Беларусь в этом союзе уже никогда не увидят, было бы неправильно.

— Обе стороны еще оставляют пространство для торга, — уверен Александр Класковский. — На сегодня нельзя говорить, что сжег все мосты официальный Минск, точно так же нельзя говорить, что «двойка» решила окончательно идти без Беларуси. Это пока подвешенная ситуация, но она говорит о том, что противоречия между Минском и Москвой довольно серьезные. В принципе, это одна из ипостасей такого многопланового затяжного конфликта между белорусским руководством и руководством России.

Комментируя подписание договора без участия белорусской стороны, Путин заявил, что «мы принимаем во внимание остающиеся разногласия с Беларусью в части порядка уплаты вывозных таможенных пошлин, в том числе на сырую нефть, нефтепродукты, и неготовность белорусских коллег ввести ранее согласованные таможенные пошлины и пойти на введение в действие второго этапа Таможенного союза с 1 июля». Однако подчеркнул, что этот вопрос относится к формированию Единого экономического пространства и не связан с запускаемыми механизмами Таможенного союза.

— От Беларуси ждут, что она отложит в долгий ящик свои надежды получать энергоносители по российским ценам до греческих календ, точнее до создания Единого экономического пространства. И Путин обещает ускорить этот процесс, — отмечает Александр Класковский. — Но, в общем-то, это уже не первая попытка создать ЕЭП – несколько лет назад уже такая идея витала в воздухе с возможным участием Украины – тот проект рассыпался. И я думаю, что у Александра Лукашенко нет никакой уверенности, что со второй попытки это дело получится. Но, вместе с тем, есть такая русская пословица: где коготок увяз, там и птички пропали. Лукашенко понимает, что Таможенный союза – это геополитический проект, проект привязки к Москве, а в нынешних условиях это для него чревато. Москва выглядит все более опасной в его глазах, особенно после киргизских событий. Поэтому надеяться, что белорусское руководство так просто поднимет лапки вверх и скажет: ну ладно, сдаемся с потрохами в ваш союз, не приходится.

По мнению политолога, скорее все, это будет какой-то поиск компромиссов.

— Не исключено, что на какой-то стадии Беларусь с некими оговорками может присоединиться. Я думаю, что, если резюмировать, то это может быть такой римейк союзного строительства: Беларусь будет еще пытаться как-то выбить для себя союзные преференции, в душе понимая, что этот проект обречен.

Напомним, что в пятницу, 28 мая, в Петербурге должна была состояться встреча глав правительств Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана в Санкт-Петербурге. По сведениям газеты «Ведомости», премьеры должны были попытаться снять разногласия и подписать основные соглашения по Таможенному союзу. Как выяснилось буквально в последний момент, белорусской стороной было принято решение о нецелесообразности участия премьер-министра Сергея Сидорского.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)