«У нас идея проверочной деятельности бизнеса идет еще со времен сталинизма — надо каждого проверить и запугать»

«БелГазета» продолжает цикл публикаций о состоянии белорусской экономики в условиях мирового кризиса, авторы которых не журналисты, а представители частного бизнеса и госсектора. На этот раз свое мнение высказывает директор ООО «БиоЛайт-сервис» Фёдор Фицнер.

— Недавно нам стал известен текст проекта нового Указа президента «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Создание этого документа, с моей точки зрения, — одна из тех идей, которые начинались за здравие (был введен мораторий на проверки бизнеса), а закончились за упокой.

Когда рабочая группа приступала к его созданию, все надеялись, что новый указ облегчит жизнь бизнеса, освободит его от бесконечных и многочисленных проверок со стороны самых разных ведомств и инстанций. Тем более что работа велась в рамках программы по либерализации экономики, т.н. «52 шага».

Но видимо, разработчики документа очень спешили представить МВФ, который выделяет Беларуси кредит в обмен на согласованную программу реформ, результаты своих трудов. Поэтому лишь первые несколько страниц проекта указа имеют новаторский характер, остальная же его часть просто списана с уже имеющихся в Беларуси документов.

Если уж у рабочей группы не было времени довести документ до ума, то лучше бы она списала проект указа с аналогичных документов, принятых в других странах, хотя бы в России. Пока же попытка провести реформу контрольной деятельности в Беларуси полностью отвечает принципу «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».

Самое главное, что не учтено в проекте указа — это понимание, что проверки предприятий, как государственных, так и частных, должны носить либо целевой, либо локальный характер. У нас же идея проверочной деятельности бизнеса идет еще со времен сталинизма — надо каждого проверить и запугать.

Новаторство документа заключается в том, что он предлагает разделить все предприятия на три группы риска, и в зависимости от того, к какой группе риска предприятие относится, проверять его чаще или реже. Здесь дело даже не в том, что по предложенной классификации большинство белорусских компаний относится к рискованному бизнесу, а в том, что такой подход не дает развиваться молодому бизнесу. Начинающий бизнес сопряжен с каждодневным риском, но надо создавать для него условия, особенно в нынешней непростой экономической ситуации.

Если предприниматель захотел создать бизнес, то ему лучше вообще не знать никаких проверок в течение 3-5 лет, этот бизнес должен пройти период накопления первичного капитала, получить определенный опыт. И, вместо того чтобы бросить эту армию проверяющих на то, чтобы научить бизнес, ее заставляют еще сильнее его контролировать.

Вообще, вопрос определения степени риска неоднозначен. Нынешний экономический кризис это прекрасно продемонстрировал: банкротами себя объявляют даже компании с мировым именем.

Ничего не получилось у разработчиков документа и в деле снижения количества контрольных органов. В проекте указа называется 49 проверяющих ведомств, и каждое из них подразделяется на 3-4 организации. Итого около 150 проверяющих организаций!

И никто при этом не считает ущерб, наносимый государству. Каждому проверяющему нужно платить по меньшей мере Br1 млн. в месяц. Содержать такую армию — очень дорогое удовольствие, и оно ложится на плечи налогоплательщиков.

Я думаю, проект указа в том виде, в котором мы его получили, это абсолютно сырой, ненужный и неграмотный документ, скопированный с того, что было у нас раньше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)