Общество

Стабильно только количество цирков. Хроники деградации беларусской сферы культуры

«В долгосрочной перспективе Беларусь рискует навсегда потерять выдавленную из страны часть общества», пишет ресурс Вашы грошы.

На недавно прошедшем Всебелорусском народном собрании людям пытались донести побольше поводов для гордости о жизни в современной Беларуси. Одно из таких направлений — сфера культуры.

«Строительство многих культурных объектов стало поистине народным», «площадок для выступления наших культурных работников более чем достаточно», уверяют нас с политической сцены. И вроде бы почти все так, но есть нюансы.

В одном из своих поздних монологов сатирик Жванецкий писал, что за своё текущее развитие постсоветские страны платят ухудшением культуры. В этом есть горькая правда.

Чиновники очень гордятся построенными театрами, библиотеками и концертными площадками, забывая о том, что подобные заведения — это не стены, а в первую очередь, коллективы, которые в них работают, и люди, которые ходят на представления.  И если на то, чтобы возвести стены, средства еще можно найти, то возможностей и свобод, чтобы наполнить жизнью построенное, уже нет.

Недавно национальный статистический комитет Беларуси поделился информацией о состоянии сферы культуры. За мишурой статистики можно разглядеть постепенную деградацию.

Число организаций культуры и досуга за последние 30 лет существенно изменилось. Более чем в два раза сократилось число клубов и библиотек, тогда как число музеев (+12% или 4 единицы), театров (+17% или 10 единиц) и концертных организаций (+77% или 17 единиц) возросло. Цирка за последние 30 лет меньше не стало — как и в начале 90-х, цирковых организаций только две.

При этом занятость в отрасли неуклонно сокращается. Так, с 2010 года число занятых в творческой деятельности людей сократилось на 3%, а в библиотеках на 18%. А ведь именно качество человеческого капитала — важнейшая составляющая потенциала роста современной экономики.

Чтобы привлечь кадры в культуру, одной идейной мотивации недостаточно. Это, в свою очередь, приводит нас к еще одной проблеме. В сфере культуры крайне низкая оплата труда.

В любых зарплатных рейтингах специалисты сферы культуры и отдыха всегда находятся в нижней части. Например, в марте 2024 года их средний заработок составил 1280 рублей «грязными» при средней зарплате по стране 2161 рубль.

И можно сколько угодно с высоких трибун говорить, что культура — это про призвание, а не про деньги, лучше от этого не станет.

Объем бюджетного финансирования сферы крайне низок, около 0,5% расходов республиканского бюджета. Здесь можно задаться вполне закономерным вопросом — зачем государству финансировать сферу, которая могла бы зарабатывать самостоятельно?

Однако это решение работает в условиях, когда государство не мешает работать и развиваться. А у нас получается, что чиновники рапортуют об отремонтированных театрах и концертных площадках, профинансированных из бюджета кинолентах, и при этом удивляются их убыточности. Забывая маленькую деталь: культура — это не про новую обивку на креслах театра, а про людей, их ценности и выбор.

Номинально расходы республиканского бюджета на культуру постепенно растут. Однако доля таких расходов в бюджете сокращается. Государство из года в год отдает приоритет других сферам.

Сегодня к главным проблемам культуры в Беларуси добавилась и миграция. Многие из тех, кто был вынужден после 2020 года покинуть страну, являются деятелями именно этой сферы.

И здесь во многом коренится главная развилка беларусской культуры настоящего времени: можно построить здания, увеличить заработки, но взять из ниоткуда по-настоящему творческих людей невозможно.

Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, что из себя представляют назначенные властью после 2020 года культурные деятели. В долгосрочной перспективе Беларусь рискует навсегда потерять выдавленную из страны часть общества. И восполнить потерю будет элементарно некому. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(14)