Комментарии
Николай Сванидзе, snob.ru

«Сейчас главный страх нашей власти — сделать что-то, что потянет на прогиб»

Исследование «Левада-центра» демонстрирует, что антизападные настроения в России достигли исторического максимума

К США негативно относится 81% опрошенных граждан России против 44% в прошлом феврале, а Евросоюз из «хорошего» превратился в «плохой». Таким антиамериканизмом и антизападничеством, как сейчас, в годы холодной войны даже не пахло. Оно было только официальным, про него анекдоты сочиняли.

Люди относились к Америке с любопытством и симпатией, знали, что там лучше живут. Та пропаганда была туповатая и дубовая. Сегодняшняя же производит впечатление, ее сравнивать практически не с чем — мы переживаем прецедент. И этот насос, накачивающий ненависть и враждебность, работает все мощнее. Но у всего есть предел, и мне кажется, 81% — это близко к пределу. Внимание людей постепенно переключается с проблемы Украины и других внешних проблем на внутренние. В них пропаганда тоже будет обвинять Запад, но это будет не столь убедительно.

Несмотря на это, пропагандистский аппарат продолжит работать — другого варианта я не вижу: у нас фактически нет союзников, мы вступили в конфликт с очень влиятельной, большой и богатой частью земного шара, превосходящей нас экономически во многие разы, и здесь нам ничего не светит; одновременно мы вступаем в экономический кризис, это грозит как минимум серьезным социальным беспокойством, и единственное, на что можно рассчитывать до известного предела, — работа пропаганды, которая хорошо раскручена и не дает сбоев.

Власти уже настроили людей на то, что мы победители, нас боятся, мы мачо, и если правительство сегодня сделает что-нибудь, что будет воспринято как прогиб, это будет засчитано ему как прогиб. Поэтому сейчас самый главный страх высшего эшелона нашей власти — сделать что-то, что потянет на прогиб. Сейчас сделать то, что не будет похоже на «поступок настоящего мужика», равно политической смерти, потому что отыгрываться будет не на чем.

Во внешней политике разве что попытаться забить очередной гвоздь в Украине, вот только мы знаем, что эти гвозди дорого стоят. На внутренней не отыграться тем более: если раньше упор делался на стабильность, процветание и рост уровня жизни, то сейчас процветания нет, уровень жизни будет падать, а крики — становиться все громче и все злее.

Рассчитывать на то, что общественные настроения стабилизируют политтехнологи, не стоит: они сейчас не в чести. Как минимум я лично никого из активно работающих не знаю. Раньше все политтехнологи работали на выборах, но сейчас они не нужны: выборы сами собой получаются, как известно. Институт политтехнологов изжил себя. Сейчас вместо них барабанная, но очень мощная многоствольная пропаганда. Эмоциональная, грубая, но оттого эффективная. Антиамериканизм в нынешней ситуации — единственный аргумент власти. Других аргументов, заставляющих людей объединяться вокруг себя, просто нет.

При этом для отечественной экономики антизападничество абсолютно бесполезно. Импортозамещение не имеет к нему никакого отношения — это удел экономистов, а не пропагандистов. Экономисты меж тем в импортозамещение не очень верят по чисто экономическим причинам, потому что для этого нужно не только чтобы тебе отказали в импорте или чтобы ты от него отказался — нужно, чтобы в импортозамещение были вложены деньги, субсидии, а их-то сейчас и нет. Поэтому думать, что от ненависти к Америке удастся американские товары заменить на свои собственные, наивно.

Анекдоты про санкции давно кончились. Может, их рассказывают где-то в глубинке, и то не уверен. Шутить перестали с ростом цен в магазинах. Когда люди видят, как меняются ценники и как тают их денежные накопления, когда люди из среднего класса, которые ездят с георгиевскими лентами и кричат «Крымнаш», понимают, что им теперь сложно отдыхать на зарубежных курортах, у них меняется настроение, но только не к Америке и к Западу — пожалуй, они еще больше его ненавидят.

Но от этого они не начинают еще больше любить власть. За последний год удалось сделать перевод стрелок с внутренних проблем на внешние. Но это продолжалось до тех пор, пока экономика не начала пикировать. Людей собственная жизнь заботит куда больше, чем международные успехи. Поэтому ненависть к Западу уже не сможет заместить претензии и вопросы, задаваемые собственной власти.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)