Филин

Валерия Уласик

Романчук: «Удовлетворение отдельно взятого крепостного точно не интересует вышестоящее начальство»

Экономист Ярослав Романчук — о печальной тенденции на белорусском рынке труда.

В Минске снова выросло число вакансий. По данным комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, в начале августа наниматели нуждались в 22,7 тыс. работников. А в начале сентября вакантными были уже 23,6 тыс. рабочих мест.

О причинах печальной тенденции Филин поговорил с экономистом Ярославом Романчуком.

— Государство ввело режим ручного управления на рынке труда. Оно устанавливает минимальные и максимальные заработные платы, серьезно вмешивается в режим найма на работу. Государство кошмарит всех, кто по политическим и гражданским позициям не соответствует почетному праву быть учителем, врачом и так далее.

С одной стороны, это результат того, что власти вмешиваются в политику доходов, зарплат и, грубо говоря, являются таким коллективным HR-менеджером.

С другой стороны, предприятия, наниматели и работодатели испытывают финансовые проблемы, они не могут конкурировать по ценам найма с среднеевропейскими аналогами.

Поэтому они пытаются сэкономить. И единственный, естественный такой ресурс — экономия на заработной плате. Выручка и производительность труда маленькие, инвестиций и сбыта нет. Хотели бы заплатить, да откуда?

Особенно страдают те секторы, в которых государство, по сути, является монополистом или близким к этому статусу. Медицина — яркий тому пример. Зарплаты низкие, особенно если сравнить с тем, что можно заработать, будучи медработником в Европе.

Поэтому люди, которые учатся на этих специальностях, параллельно на 1-2 курсе учат языки с целью устраивать свою жизнь за пределами нашей страны.

Плюс еще безумное количество бюрократии. Все эти планы, бумаги, журналы и отчетность для тех же учителей, врачей. Мало того, что ты работаешь, а денег особо не получаешь, тут еще тебя гоняют в хвост и в гриву по всем другим идеологическим параметрам.

А в Минске ведь жизнь дороже, чем в Жабинке или Буда-Кошелево. Люди могли бы согласиться на столичную зарплату, но только у себя дома. А тут квартиру сними, цены на продукты выше, плюс транспорт, страховки, детей учить нужно — совершенно другие расходы.

Вот и получается, что на те зарплаты, которые предлагаются в Минске, желающих особо нет и не будет. До тех пор, пока эти заработные платы не повысят. А для повышения требуется решение правительства и другой бюджет. А в госбюджете тоже дыры. Получается замкнутый круг.

— Нехватка тех же медиков заметно влияет на качество жизни населения. Можно ли в теперешних условиях решить эту проблему?

— Это нам с вами важен каждый человек, его здоровье и качество жизни. Но когда во главе угла генералы, люди, оперирующие дубинками и творящие правовой беспредел, которые пытают, издеваются и угнетают, то их мало волнует, будет народ удовлетворен или нет.

В стране людей в погонах и в формах под 300 тысяч, включая армию, солдат, милицию. Плюс еще доносчиков немало.

Вот и получается полноценный концлагерь, в котором удовлетворение отдельно взятого заключенного или крепостного точно не интересует вышестоящее начальство.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(22)