Общество
Наталья Седун, Владимир Мартьянов

Путешествие из Минска в Петербург и обратно

Нет, не то, чтобы нам лавры Радищева покоя не давали… Просто, по меткому выражению одного писателя, есть такой жанр — «не могу молчать». Вот и мы решили поделиться впечатлениями от нашей поездки в Питер — глядишь, и покажутся кому-то эти путевые заметки интересными. А может и полезными — для тех, например, кто намерен в ближайшей перспективе проехать по трассе Е95 на север.

Ну, в начале, собственно, ничего особенного не было. Трассу на Витебск через Лепель недавно чуть расширили. Но ехать по ней все равно скучно — сплошные ограничения скорости, обгон по встречке… Поэтому мы поехали по М1 до Орши. Крюк небольшой, а по времени даже экономия — идешь себе 125 км/ч без напряга, жизни радуешься.

Раннее утро, дорога не загружена. Ехать одно удовольствие. За Оршей свернули на Е95. Тоже ничего. Покрытие хорошее, трасса сравнительно широкая.

Ага, вот появились будки страховщиков. Значит, граница близко. Остановились и мы возле одной. Минимальный срок, две недели, десять евро и пять минут времени.

Ну вот, собственно, и все. Граница. Очередей для легковых и близко нет — может, потому что отпускной сезон еще не начался. В общем, это вам не в Литву выехать и не в Польшу. Хотя фуры стоят, и в ту и в другую сторону. Штук по десять.

С белорусской стороны границы мы интереса ни для кого, судя по всему, не представляли. На российской проверили техпаспорт, страховку и махнули рукой — проезжайте, мол.

Кстати говоря, с этой страховкой у нас впереди были большие проблемы. Но мы об этом пока еще ничего не знали. С одной стороны, сами виноваты, конечно. Проверять надо, что тебе выписали. С другой стороны, выписывает ведь специально обученный человек. И не за спасибо, а за 10 евро. Мог бы и мозг включить.

А страховка в итоге у нас оказалась вот такая загадочная.

На числа обратите внимание. Действительна с 29.04.2010 по 14.04. 2010. Обратного срока действия, в общем. Но про эту самую страховку мы пока в неведении. Ее время еще придет.

Ну а пока мы даже радостные. А что — треть пути почти позади. Едем, глазеем по сторонам.

Вернее, глазеют все, кроме водителя. Ему не до сторон, он внимательно смотрит на дорогу. Потому что въезд в Россию не перепутаешь ни с чем.

Как ни въезжай — хоть через Кричев, хоть на Смоленск, Россию вы узнаете по дорогам… И тут тоже дорога такая, как будто над ней только что отбомбилась эскадрилья тяжелых бомбардировщиков. Яма на яме. Причем объехать их даже на скорости 40 км/ч нет никакой возможности. Да и сколько же с такой скоростью до Питера ехать будешь?!

Обочин можно сказать нет. Съехать на такую страшновато даже в случае крайней нужды. Особенно в дождь. Куда уж тут дорогу уступать…

Справедливости ради нужно сказать, что в парочке мест ее все-таки ремонтировали. Но как-то странно. На место ямы клали асфальтовый бугорок. И если до ремонта ты тут проваливался в яму, то теперь подпрыгивал на горбе. Трудно сказать, что приятнее.

Да, вот тебе и трасса Е95… Европейский, блин, коридор важного международного значения…

Кстати, Кинчев в известной своей песенке пел не об этой дороге. Раньше трассой Е95 в России называлась дорога Москва — Петербург. Теперь та значится как Е105, а Е95 — это Санкт-Петербург — Одесса, соответственно.

Так что едем хоть 70 км/ч, ляпаем по ямам. Говорить не просто, зубы лязгают на ходу. Но и молчать скучно.

А места вокруг красивые. Озера то там, то тут. Правда, названия населенных пунктов попадаются порой какие-то странные. Как на подбор. Мы даже парочку указателей сфотографировали. Для истории. Согласитесь, смешно.


Лобок — это название села непосредственно на границе, уже на российской территории. Его мы сняли уже на обратном пути. Сукино — тоже замечательно звучит. Правда, оно чуть в стороне от трассы. Как и Гультяи. Поэтому общаться с местными жителями и выяснять их соответствие названию и отношение к нему было лениво. Потому что впереди еще 600 верст, а дождь все усиливается.

Кроме ям, дорожка, в общем-то, ничем не примечательна. Населенных пунктов умеренное количество. Хотя порой они идут сплошняком — один закончился, другой начинается.

Приходится плестись. В таких населенных пунктах часто стоят передвижные посты ДПС. Ловят за скорость. Штрафы в России такие: за превышение от 20 до 40 км/час — 300 рублей (порядка 30 000 белорусских рублей). От 40 до 60 км/час — от 1 000 до 1 500 рублей. Это уже от 100 до 150 тысяч в наших «зайцах».

На самой трассе знаков ограничения скоростного режима почти что нет. Лишь один запомнили, до 70 км/ч на довольно-таки крутом повороте. Зато множество знаков, запрещающих обгон. Их лучше соблюдать, поскольку, во-первых, местные дэпээсники эти места знают и устраивают там засады, во-вторых, санкции по этой статье довольно суровые — вплоть до лишения права управления на срок от четырех до шести месяцев.

У нас уже был предыдущий опыт общения с российской дорожной полицией, чреватый ощутимыми финансовыми потерями. Поэтому решили не нарываться. И ехать исключительно по знакам. Причем мы не нарушали с особым цинизмом. Если населенный пункт, то ехали 59 км/ч, а не 60, по трассе - 89 км/ч, а не 95, скажем. Не обгоняли до конца действия знака, даже если упирались в трактор, движущийся со скоростью 20 км/ч., а навстречу было никого не видно до самого горизонта. Терпели, скрипели зубами, но ехали.

Неоднократно в результате собирали за собой «хвост» из возмущенных водителей с российскими номерами. Наверное, они произносили в это время немало «теплых» слов о «тормозах» из Беларуси. Но мы держались.

И как пару раз показали события, делали это не зря. Один ретивый обогнал нас в населенном пункте, двигаясь при этом со скоростью минимум километров 80 в час. И тут же был пойман инспектором ДПС, который уже сидел в нужном месте, как рояль в кустах.

Другой раз на трассе, когда мы честно ехали согласно указанию знака 40 км/ч, нас обогнал еще один гонщик, при этом демонстративно посигналивший нам и покрутивший пальцем у виска. И что бы вы думали? Буквально через километр мы увидели его разбирающимся с сотрудником ДПС.

Кстати, есть пару мест, где действие ограничивающего знака 40 км/ч длится по несколько километров. Нервы сдают, и газуешь, едешь хоть 60. Но с ДПС такие места тоже знает. И они тут как тут.

Хотя надо сказать, водительское братство в России развито не хуже, чем у нас. Все моргают дальним светом, предупреждая о постах. Но не всегда в нужный момент вам попадется встречный.

Да, кстати, в России не забывайте включать ближний свет днем. Иначе будете платить 100 рублей штрафа. Немного, казалось бы, но время и нервы потеряете.

В общем, слово за слово, проехали Пустошку. Тоже название не жизнеутверждающее. Говорят, возник городок на рубеже XIX-XX веков. Под строительство станции у крестьян деревни Звяги был выкуплен земельный участок-пустошь, отсюда и название.

Потом Остров. Этот городок уже постариннее — первое летописное упоминание о нем относится к 1341 году, в связи с войной между Ливонским Орденом и княжеством Псковским. Речка тут симпатичная, Великая называется.

Бензин на трассе — от 20 рублей 50 копеек за литр 92-го, до 22 рублей. Ни дороже, ни дешевле мы не видели. Самый дешевый - в районе Пустошки-Острова. По мере приближения к Питеру цены потихоньку ползут вверх.

Ну вот и до Пскова доехали. Дорога цепляет город с краю, в центр въезжать не надо. На въезде и выезде в город — стационарные посты ДПС. Несмотря на дождь, инспекторы дежурят по несколько человек.

Тут нас и тормознули. Показываем документы, постовой в капюшоне долго крутит в руках нашу страховку.

— Ну и что это? — спрашивает.

— Где? — совершенно искреннее удивляемся мы. Потом нам не раз приходилось разыгрывать это удивление, типа мы сами свою страховку видим в первый раз.

— Вот — показывает постовой пальцем на даты.

В общем, пришло наше время вспоминать целой комбинацией «добрых» слов незадачливого страхового агента.

— Ну и куда вы такие теперь поедете? — спрашивает инспектор.

— Так что же нам делать? Пилить обратно на границу исправлять страховку? — задаем мы довольно-таки наивный вопрос, пытаясь сообразить на ходу во что нам выльется головотяпство агента и наше собственное заодно.

— Ну, допустим, я войду в ваше положение. Я понимаю, что это описка, — поясняет инспектор. — А если дальше вас кто остановит?

— Ну, уж войдите, пожалуйста — канючим. Исходя из того, что дальше будет дальше. Тогда и думать будем.

В общем, мы уже готовы были нарушить закон и вступить в бестоварно-денежные отношения с сотрудником ДПС. Но он неожиданно махнул рукой — езжайте, мол, что с вас взять.

Наше мнение о российской милиции, подпорченное опытом предыдущих поездок, несколько улучшилось.

Надо сказать, что тормозили нас на всех стационарных постах. Видимо, дело в том, что наша поездка пришлась аккурат перед первомайскими праздниками. И мы попали под традиционное в таких случаях усиление.

А тут еще наша страховка. На одном посту «добрый» дядя милиционер посоветовал нам не париться, а исправить четверку на пятерку. Мол, месяц пятый, сам агент перепутал сначала, а потом исправил.

— А можете и на девятку исправить — продолжал сыпать советами страж порядка. — И ездить себе до сентября. Ручку дать?

Ага, ищи дурака за четыре сольдо. Сейчас мы тут тебе понаисправляем, а потом доказывай, что это ты насоветовал.

— Спасибо, не надо — говорим. — Мы уж как-нибудь так будем красться.

А может, инспектор совершенно искренне советовал, хотел, как лучше… Кто ж его знает… Грех ведь напраслину возводить на человека…

На посту перед Лугой инспектор деловито обошел нашу машину и сразу нашел нарушение.

— Почему пассажир на заднем сидении не пристегнут? Пройдемте.

— Кошелек брать? — задали мы дурацкий вопрос.

— А вы как думаете?

В помещении поста нам объяснили, что в России за это положен штраф — 500 рублей. Ладно, будем платить. Квитанции нам не дали. Мы заикнулись было об этом, но инспектор сделал вид, что не услышал. Настаивать мы не стали, помня о своей страховке.

Расчет был верным, после штрафа цепляться еще и к страховке инспектору было явно неудобно. Поэтому он ограничился тем, что предложил нам… исправить четверку на девятку. Сговорились они, что ли? Поблагодарив за совет, двинули дальше.

Потом российские друзья нам пояснили, что за не пристегнутого пассажира на заднем сидении никто никого не штрафует. Ну, не знаю, кто прав. Дэпээсник нам показывал правила, там черным по белому написано: «управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности» — предупреждение или штраф в размере 500 рублей. И никаких пояснений про передние-задние сидения.

Мог бы, конечно, и предупреждением ограничиться, но что ж тут сделаешь… А качать права на дороге в чужой стране в 300 километрах от цели путешествия мы не стали. За что получили от друзей-россиян обвинения: из-за таких, как вы, гибэдэдэшники и «стригут» водителей. Ну ладно, пусть и им будет счастье.

Еще одна беда российских дорог — отсутствие разметки. Ее либо нет вовсе, либо она стерта до невидимого состояния. Участок от Гатчины до Питера довольно широкий — типа по два ряда в обе стороны. Но разметки нет, и два ряда превращаются в три, а то и в четыре. Это неудобно. Нет толковой разметки и в самом Петербурге, даром что вторая столица.

Ну вот, собственно, и приехали. Питер.

О городе не будем. Стоит на месте, как стоял. Все такой же.

За исключением, пожалуй, одной детали. На входе во все достопримечательности с нас, граждан союзного государства, хотели слупить как с иностранцев. На слабые протесты о союзе, равенстве, братстве пожимали плечами.

А одна барышня-билетер вообще прокомментировала эту проблему так: «Вы своему президенту скажите об этом. А то странные у нас союзники». В чем конкретно выражаются ее претензии, барышня объяснять не стала, громко объявив: «Вы платите, или уступаете очередь?».

В общем, после пары-тройки попыток пройти как граждане союзного государства, мы плюнули на это и стали ходить… как граждане России. Ну да, уступили очередь, пошли в другую кассу рядышком и прикинулись россиянами. Нет, из чувства национальной гордости мы нигде себя так не величали. Просто без наших вопросов о правах граждан союзного государства нас больше никто ни о чем и не спрашивал. Давали билеты как своим.

Три дня прошли быстро. Пора в обратный путь. Назад решили уже не красться, благо средства позволяли провести небольшой эксперимент. Ну не наглели, конечно, сильно, 140 км/ч не ехали. Но за 100 выходили часто, а в населенных пунктах держали около 70 км/ч.

И что вы себе думаете? Никто нас не остановил. Ни разу. Даже на стационарных постах. Не знаем, почему. То ли перестав красться, мы перестали привлекать внимание. То ли предпраздничное усиление закончилось. И милиционеры, как предположил один из нас, заработав перед праздником, теперь культурно отдыхают. Как бы там ни было, но на обратном пути приключений не было никаких.

Въехав на белорусскую территорию, хотели было остановиться возле будки с нашим страховым агентом и сообщить ему все, что о нем думаем. Но не стали. Во-первых, все равно уже вернулись. Во-вторых, где-то в чем-то страховщик и помог нам, подбросив лишнюю красочку для репортажа.

И еще — назад ехать легче. Потому что хороший кусок дороги приходится на конец пути. Ведь из нас всех с правами-то был только один. Он и вел всю дорогу.

Назад доехали за 11 часов 20 минут. Что, в общем-то, неплохо.

Ну и чтобы уже совсем не задирать нос, скажем, что трасса Е95 в Украине еще лучше, чем в Беларуси. По крайней мере, ее кусок от Киева до Одессы. Так что и россиянам есть, к чему стремиться, и нам тоже. Но стремление вперед и есть жизнь, верно ведь? Может, поэтому почти все любят путешествовать…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)