Политика
Игорь Потапчук

Пряники для Лукашенко (обновлено)

После освобождения политзаключенных Запад готов радикально пересмотреть свои отношения с Беларусью. Известный немецкий политолог Александр Рар выступил с сенсационными заявлениями. Он утверждает, что нашу страну ждёт много сюрпризов, говорит о возможной отмене визовых санкций в отношении белорусского руководства и интересуется, как долго Александру Лукашенко удастся сидеть на шпагате.

Александр Рар — не просто политолог. Он является директором программ по России и СНГ при Германском совете по внешней политике. За Раром также закрепилась репутация искусного дипломата, который, не обладая официальным статусом, тем не менее, в некоторых случаях выполняет миссию посредника между Берлином и постсоветскими государствами.

В январе 2007 года Александр Рар брал у Александра Лукашенко интервью для газеты Die Welt. Часть беседы прошла при выключенном диктофоне. По итогам этой встречи Рар сказал, что почувствовал начало потепления между Беларусью и Западом. «Главная цель моего закулисного разговора с президентом была просто показать, что Германия хочет создавать не «оранжевые революции», но длинный сложный диалог, который бы нас сблизил, а не развел», — заявил политолог.

Через месяц Рар появился в Минске уже в обществе представителей немецких банковских структур. Судя по всему, наводить мосты политолог продолжал в течение всего последующего времени, но большей частью кулуарно. А вот после того, как на прошлой неделе белорусские власти освободили всех политзаключенных, Рар выступил с сенсационными заявлениями в интервью «Белгазете».

— Я думаю, что Беларусь ждёт много сюрпризов, — сказал Александр Рар. — Вплоть до попыток Запада уйти от конфронтации, которая началась в середине 90-х гг. Я почти уверен, что Запад пойдет на смягчение, даже радикальное смягчение, своей позиции по широкому кругу вопросов, в т.ч. по выдаче виз белорусскому руководству.

Однако введение визовых санкций изначально было связано с исчезновениями оппозиционных политиков в Беларуси. Прогресса в расследовании этих преступлений до сих пор не наблюдается. «Неужели либерализация в одной сфере отменит в данном случае необходимость каких-то белорусских действий в другой?» — удивился корреспондент «Белгазеты».

— В политике все возможно, — ответил Александр Рар. — Особо подчеркну: после освобождения политзаключенных последуют определенные шаги навстречу Лукашенко.

Одним из таких шагов может стать финансовая поддержка Беларуси со стороны Германии.

Как известно, наша страна подсаживается на кредитную иглу, уже получив один огромный кредит от России и ведя переговоры насчёт второго. Потепление отношение с Западом чревато тем, что Москва больше не даст Беларуси денег в долг. Однако ее место, похоже, готов занять Берлин. Комментируя слухи о том, что Германия готовится предоставить нашей стране двухмиллиардный кредит, Рар сказал, что не исключает этого (помните его визит с банкирами?).

— В то же время нельзя не видеть, что в белорусской политике пока ничего в корне не изменилось, — говорит политолог. — Лукашенко посетил Россию сейчас, во время военного противостояния. Беларусь стала едва ли не единственным государством, которое в этом сложном конфликте с Грузией поддержало Россию, а не Грузию. В СНГ больше никто Россию не поддержал. Мне лично будет очень интересно посмотреть, насколько Александр Лукашенко выдержит этот довольно опасный шпагат между Западом и Россией и сможет ли он после этого шпагата действительно лететь на двух крыльях и как долго.

Перед главой Беларуси, действительно, открываются интересные возможности. Судя по всему, Запад готов закрыть глаза на многие его делишки, чтобы наша страна не превратилась окончательно в московский протекторат.

Однако одно неверное движение может разрушить все мосты, которые наводит Рар. Например, подписание с Россией договора о совместной системе противовоздушной обороны. Или участие в очередной внешнеполитической авантюре Кремля, вознамерившегося включить Южную Осетию и Абхазию в состав так называемого союзного государства.

Лукашенко оказался меж двух огней. С одной стороны, Запад ему так же ментально далёк, как Марс. С другой, Россия в последнее время проводит столь агрессивную внешнеполитическую линию, что становится не по себе. Кормить Кремль одними обещаниями уже не получается — он всё чаще щелкает кнутом. А тут Запад начинает сулить пряники. Есть над чем задуматься.

Евросоюз может пересмотреть санкции в отношении Беларуси

Сказанное Раром быстро нашло официальное подтверждение. 26 августа Совет ЕС по общей внешней политике и безопасности распространил заявление по Беларуси.

«Евросоюз приветствует освобождение двух последних политзаключенных Сергея Парсюкевича и Андрея Кима. Их освобождение вслед за пятью отпущенными в начале года политзаключенными и освобождением Александра Козулина означает, что в Беларуси больше нет международно признанных политических заключенных», — говорится в заявлении.

В документе подчеркивается, что ЕС расценивает их освобождение как «значительный шаг Беларуси к выполнению обязательств по соблюдению фундаментальных демократических ценностей, уважению прав человека и верховенству закона».

«Такое развитие событий создает возможность для возобновления диалога с белорусскими властями и возможность пересмотра ограничительных мер в отношении Беларуси», — говорится в заявлении. В связи с этим, подчеркивается в документе, Евросоюз ожидает, что Беларусь «продолжит следовать этим курсом и с этого момента будет полностью соблюдать права человека».

Странам Евросоюза сейчас предстоит обсудить реакцию ЕС на освобождение в Беларуси всех политзаключенных. Об этом в интервью ”БелаПАН” заявила начальник политического отдела генерального секретариата Совета ЕС Хельга Шмид.

Она отметила, что освобождение политзаключенных было ключевым условием Евросоюза для начала расширения отношений с Беларусью. Так, ЕС заинтересован в диалоге с Беларусью, «в налаживании с ней таких же отношений, как с другими странами региона — Украиной и Молдовой», указала представитель Совета ЕС.

Хельга Шмид обратила внимание на «особую важность» того, как будут в Беларуси проведены парламентские выборы. «Если они пройдут лучше, чем предыдущие избирательные кампании, то это придаст новый импульс развитию наших отношений», — заявила Хельга Шмид.

Глава политотдела исключила возможность того, что в ответ на освобождение политзаключенных Брюссель пошел на сделку с белорусскими властями и обещал определенную реакцию. Хельга Шмид подчеркнула, что ЕС — сообщество ценностей, где «был и остается определенный набор условий, основанных на этих ценностях, которые необходимы для делового сотрудничества».

По ее словам, Евросоюз рассчитывает не на «чудесное выполнение 12 рекомендаций сразу», но на «последовательное движение к демократизации, верховенству закона и уважению прав человека».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)