Экономика

Покупательная способность по чаркам и шкваркам ниже динамики реальных заработков

Вашы грошы — о том, что показал индекс чаршкварфляции.

Белстат опубликовал данные по ценам в начале года, и у нас появилась возможность снова составить индекс чаршкварфляции. Напомним, что чаркшварфляцию мы высчитываем следующим образом: берем динамику стоимости 100 граммов бескостной свинины и 100 граммов водки (чарки и шкварки) и сравниваем ее с официальными показателями роста цен.

Заметно, что сохраняется ценовой навес — инфляция в экономике должна быть выше, чем та, что складывается по официальным по данным. Причина этому в тотальном контроле за ростом цен.

Но при этом официальная инфляция все-таки приближается к той, которую фиксирует наш индекс чаршкварфляции, а значит, тяжесть инфляционного навеса в экономике сокращается. 

Тем не менее, мы еще далеки от картины, в рамках которой работала экономика начала 2022 года. Чаршкварфляция как отражение уровня цен на продукты, значимые для большинства населения, традиционно была ниже общего уровня цен в стране. Это сокращало градус потенциального социального напряжения.

После 2022 года ситуация кардинально поменялась, и только высокий рост заработков прошлого года и ценовой контроль позволяют пока не ощущать того, что цены на важные для населения продукты ощутимо растут.

Также посмотрим на то, как выраженная в чаркашкварочном эквиваленте заработная плата соотносится с той, которую дает официальная статистика. Здесь ситуация аналогичным образом показывает очевидные различия с той нормальность, которая складывалась до 2022 года. 

Ранее выдерживалось такое соотношение заработков и роста цен, при котором в чарках и шкварках население могло ощущать себя комфортнее относительно общего роста цен в экономике.

Сейчас ситуация обратная – покупательная способность по чаркам и шкваркам ниже динамики реальных заработков. Например, реальная заработная плата, т.е. уже с поправкой на инфляцию, в январе была на 12% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

А вот по зарплате, выраженной в чарках и шкварках, рост составил только 9%. Выходит, что дисбалансы и диспропорции все еще остаются ощутимыми в данный момент. От более-менее здорового состояния экономика Беларуси по-прежнему далека.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4(3)