Политика

Мацукевич: После конституционной реформы Москва будет контролировать Беларусь через партии

Бывший временный поверенный в делах Беларуси в Швейцарии Павел Мацукевич ответил на вопросы Укринформ.

Фото DW

– В одном из недавних интервью вы говорили о том, что приблизить изменения в Беларуси способны не встречи Тихановской с лидерами стран ЕС, а ее возвращение на родину. Но она же объявлена в розыск, ее же могут арестовать. Объясните, пожалуйста, что вы имели в виду?

– Получается такая ситуация: мы хорошо знаем, что планирует и делает Светлана Тихановская, но относительно реальных планов и шагов Лукашенко – можем только догадываться. Его действия абсолютно непрогнозируемы, неожиданны и нестандартны. Вспомните его визит в СИЗО КГБ.

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, что это было. Постоянные многоходовые комбинации и манипуляции.

Со стороны лидеров оппозиции сильных шагов нет, всю игру ведёт по сути Лукашенко, его оппоненты – лишь реагируют. Пребывание лидеров протестного движения за рубежом активно используется пропагандой в Беларуси и в России для объявления оппозиции и протеста проектом ЦРУ, Польши и Литвы. Этот образ играет против них. Это первый момент.

Второй – решение белорусского вопроса находится не на Западе. По факту, пакет санкционных мер, принятый Евросоюзом против Лукашенко, имеет для него вес маленькой неприятности. Если бы Лукашенко считался с мнением лидеров стран Западной Европы, то, наверное, ответил бы на телефонные звонки Меркель сразу же после выборов.

А так – он даже не снял трубку. То, что происходит на Западе, его не сильно тревожит до тех пор, пока на его стороне Владимир Путин.

Поэтому нужно возвращаться на Родину, становиться во главе и вдохновлять протестное движение. Задачу ухода Лукашенко не решить дистанционно, через зум или скайп. Понятно, что возвращение сопряжено с рисками. Для этого его нужно тщательно готовить. Я не уверен, что режим действительно может что-то сделать с Тихановской. Арест опасен для властей, он может сыграть роль детонатора. Возвращение можно обеспечить с помощью «народного коридора» от самой границы. В любом случае, думаю, возращение стало бы смелым и мощным шагом в противовес «тайной инаугурации» Лукашенко – шагом, который позволит перехватить инициативу и сделать это окончательно.

Возвращаясь к российскому фактору: на мой взгляд, Москва станет считаться и разговаривать с лидером, который будет не позади протеста на безопасном расстоянии за рубежом, а во главе его – в Беларуси.

– Интересно также услышать ваше мнение по поводу реакции мирового сообщества, в частности ближайших соседей – Украины, Польши, стран Балтии, на ситуацию в Беларуси: достаточна ли она сегодня? И как вы относитесь к возможности введения более жестких санкций, насколько реальное влияние они могут оказать на режим и сможет ли он действительно выжить?

– Ну, как вам сказать... Лично я приветствовал бы комплекс мер, направленных в первую очередь на облегчение жизни обычных белорусов. К примеру, это упрощение въезда (если мы говорим о странах Западной Европы – отмена виз), это помощь отчисленным студентам. Конечно, кое-что реализуется, но проблема свободы перемещения сохраняется.

Относительно более жёстких санкционных мер: вопрос в том, кто от них в конечном итоге больше всего пострадает – власти или население? Любые торговые ограничения будут очень чувствительны для Беларуси. Но власть, милиция и ОМОН ощутят всю тяжесть последствий таких мер в самую последнюю очередь.

Главным потерпевшим будет белорусский народ. Плюс, если РФ примет нас под свое крыло, то эта агония может продолжаться очень долго. Европейские лидеры и США должны решать другую задачу – как вбить клин в этот виток «дружбы» Путина и Лукашенко. Это задача решается не санкциями, ну, или не только ими.

– А какую роль играет Москва в нынешней ситуации?

– Сейчас Россия действует в Беларуси несколько иначе, не так, как в 2014 году, когда «получила» Крым, но потеряла Украину. Эта потеря несоизмерима с прибылью, тем более, что Россия не испытывает территориального дефицита. Я думаю, что в РФ этот опыт учли и сделали определенные выводы, а потому без резких движений, осторожно наблюдают за тем, что происходит сегодня в Беларуси.

Тем не менее, РФ влияет на ситуацию. Сам факт поддержки, предоставление 1,5-миллиардного кредита, даже несмотря на то, что практически вся сумма пойдёт на рефинансирование долга, моментально стабилизировал курс национальной валюты, не говоря уже об ободрении самого Лукашенко.

Чувствуя за своей спиной Путина, он может совершенно не обращать внимания на то, что происходит к западу от Бреста. В свою очередь, поддержав Лукашенко в сложный для него момент, Путин поступил по-своему мудро, получив, таким образом, все рычаги контроля над ним. По крайней мере, поза, которую занял Лукашенко на переговорах в Сочи, свидетельствовала об этом красноречиво.

Поддержка Кремля была в тот момент для Лукашенко жизненно необходима. Плюс стояла задача выиграть время. Поэтому, скорее всего, в Сочи пришлось принять российские условия поддержки и урегулирования белорусского кризиса без возражений.

–  Во время встречи в Сочи Путин и Лукашенко обсуждали проведение конституционной реформы. По вашему мнению, в чем тут интересы Кремля, что это даст Путину?

– С момента встречи в Сочи прошло уже почти два месяца, и сейчас РФ активно подталкивает Лукашенко к проведению конституционной реформы, созданию партийной системы, основу которой по силе и значимости составят, на мой взгляд, пророссийские партии.

Они, разумеется, не будут иметь проблем с источниками финансирования (из России), в отличие от, скажем, пронациональных (олигархи в Беларуси отсутствуют).

Добавим к этому вероятное смещение акцента в полномочиях по результатам предполагаемой конституционной реформы от президента в сторону парламента – и получим реальные рычаги опосредованного политического контроля России над Беларусью.

Экономическое влияние РФ даже во времена расцвета дружбы Беларуси с западными странами имело близкие к опасным показатели. Сейчас эти значения в связи с потерей западного вектора могут приобрести характер абсолютных величин. При таком развитии событий независимость Беларуси останется только на бумаге.

– А каково, по-вашему, будет влияние не пророссийских, оппозиционных партий – «Вместе», «Белорусский народный фронт», партия левых «Справедливый мир»…

– Их ресурсы и возможности несопоставимы с возможностями пророссийских партий. Если России удастся додавить Лукашенко и навязать свой вариант урегулирования политического кризиса в Беларуси – весь процесс будет проходить под прямым или опосредованным контролем Москвы.

Соответственно доступ партий, продвигающих идеи национального возрождения, к политическому процессу, по-моему, будет очень дозированным.

Сванидзе: Песенка Лукашенко спета, Москве он не нужен

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.9(21)