Кнырович: «Либер переиграл КГБ»

Предприниматель и блогер Александр Кнырович – об итогах выборов в Координационный совет.

Александр Кнырович

– В августе 2020-го более трех миллионов беларусов проголосовали за перемены. В мае 2024-го в выборах в Координационный Совет приняли участие (всего) 6723 человека. Расходимся?

Предлагаю не спешить. Я уверен, что вот эти самые три миллиона никуда не делись. И уж тем более, после всего, что произошло за эти четыре, без малого, года их не стало меньше. Нет для этого никаких причин.

Внутренние репрессии, убийства, соучастие в агрессии против Украины и многое-многое иное никак не способствуют формированию не то, чтобы любви, о ней давно уже речь не идет, но хотя бы веры в то, что временные управители страны знают, куда рулить дальше.

Потому страна всё так же разделена, ничего не изменилось.

Откуда же тогда 6723? И где оставшиеся миллионы? В чем причина «низкой явки»? Это такой секрет, который совсем и не секрет вовсе. Причины:

1.Между голосованием за делегатов КС и улучшением собственной жизни граждане не видят связи. И это правда. Они правильно не видят. Её, вот этой самой прямой связи – нет.

В августе 2020-го – была. Тогда казалось – ты совершаешь разрешенное действие, голосуешь за кандидата, адекватного 21-му веку, и страна развернется к свету, за власть перестанет быть ежедневно стыдно.

В 2024-м такой связи нет, а потому и подавляющее большинство потенциальных избирателей не видят смысла в таком волеизъявлении.

2. Противодействие пропагандистов и силовиков. Ну тут у нас такой набор событий, что эпос можно было написать. И назывался бы он «как вы нам безразличны». Танцуют все!

Каждый из комических персонажей пропаганды, от Муковозчика до Гайдукевича, высказался примерно так: «Я вообще-то не хотел ничего говорить, но…» И дальше текст минут на пять, как он «не хотел обращать внимания».

Товарищи ж в погонах чего только ни делали: 257 свежих уголовных дел, обыски в квартирах родственников кандидатов, аресты недвижимости, «слитие» баз открытых данных подписчиков независимых ресурсов в социальных сетях, DDoS-атаки и блокировка сервисов VPN.

Угрозы и запугивание лились рекой и, нужно сказать, придавали событию значительный вес. Ну раз уж на самых-самых прецентральных каналах, серьезные мужчины (в погонах и без) про эти выборы рассказывают. 

3. «Помощь своих». Разрозненная группа товарищей, ранее также ассоциировавшаяся с демократической оппозицией, активно рассказывала своим последователям почему «ЭТИ делают все неправильно».

Упоминать критиков пофамильно – много чести. Но тут стоит отметить, что их аудитория уже настолько немногочисленна и прокачана неверием в нынешние «официальные» структуры оппозиции (в том числе и КС), что большого вреда это не нанесло.

Да, массовую рассылку рекламных сообщений участникам плана «Перамога» с призывом голосовать за отдельный список никак нельзя обойти стороной. Она нанесла заметный, в первую очередь, имиджевый ущерб выборам.

4. Молчание Светланы Тихановской. И молчание это было громким. Могла ли Светлана Георгиевна что-то изменить? В цифрах – вряд ли.

Если ориентироваться на количество просмотров её официального телеграм-канала в сравнении с каналом участвовавшего в выборах Павла Латушко ( 4 к 1), то даже её прямое участие в выборах, возможно, увеличило бы «явку» тысяч на 10, но ничего принципиально не изменило бы.

Однако, отсутствие явно выраженной, артикулированной публичной поддержки на всех этапах выборов позволяет множить теории, объясняющие такое поведение, и позитивных среди них нет.

Полагаю, что вот эти четыре группы факторов (именно в такой последовательности, по степени убывания важности) и привели к результату – 6723.

Однако, на этом негатив, пессимизм, заканчивается. Есть же нам чем и вдохновиться.

1.Работа СМИ. Демократическим политикам, участникам выборов, жаловаться не на что. Несмотря на то, что у большинства зрителей и читателей словосочетание «Координационный Совет» вызывали откровенную зевоту, материалов, освещающих это электоральное событие было более чем достаточно.

И не только в политически ориентированных изданиях, таких, как «Еврорадио», но даже «Зеркало», стремящееся не перекармливать читателя политикой, сделало достаточно, чтобы подписчик, теоретически желающий сделать выбор, имел возможность «зацепиться глазом».

Ну, а двухчасовой предвыборный вечер на «Белсате» 24 мая был совершенно бесподобным, уникальным. Качественная работа, браво! И если зритель не захотел сделать свой выбор, то не потому, что не имел информации о такой возможности.

2. Либер переиграл КГБ. Именно так. Как и было обещано командой разработчиков – голосование было безопасным. Никаких баз, никаких возможностей для «сливов».

И, во многом, те, кто в обстановке тотального неверия, все-таки решился отдать свой голос, полагались именно на личное доверие Павлу как разработчику «Голоса». И этот актив многого стоит.

3. Избирательная комиссия также отработала на все 5 баллов. Давайте вспомним – сначала провокация с 13-м списком, потом споры относительно соблюдения формальных процедур одним из списков, далее – крайне сложная ситуация с списком «Закон и Правопорядок», ну и в финале – снятие одной из кандидаток из списка «Наша Справа» и необходимость реакции на заложенное в регламент требование соблюдения гендерных квот.

Есть ли у нас какие-то сомнения в объективности и независимости избирательной комиссии? В её одинаковом подходе ко всем предвыборным спискам, невзирая на лица? Нет, таких сомнений не слышно.

В результате – Координационный Совет №3 сформирован и будет представлять беларусов, что бы ни говорили критики с обеих сторон. У нас иного представительного органа нет.

Сможет ли он стать чем-то большим, чем «совещательный орган», генерирующий большей частью скандалы? Зависит от самих избранных делегатов, насколько они собираются реализовывать собственные предвыборные программы. И, безусловно, от намерений лидеров победившего списка.

Но, независимо от дальнейшей судьбы самого Координационного Совета, у нас точно есть работающий «инструмент» для проведения вот таких выборных кампаний даже в условиях давления, в обстановке взаимного недоверия.

Есть у нас и независимые СМИ, готовые впрягаться, даже понимая невыгодность темы, и Павел Либер, с его мягкой улыбкой и абсолютным отсутствием пафоса, и еще некоторое количество людей, активистов, обремененных совестью и чувством гражданской ответственности.

Сегодня это уже много.

P.S. Результаты этой выборной кампании позволяют честно посмотреть на окружающий политический ландшафт и на себя самих. 2020-й год закончился, но разделенная страна осталась и нужно двигаться дальше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.3(61)