Белорус, бежавший из Киева: «На погранпереходе насмерть задавили несколько человек, у одной женщины случился выкидыш»

С начала войны белорусы, оказавшиеся в Украине, пытаются выехать в другие страны. Многим помогает независимая общественная инициатива Free Belarus Center.

Все фото из личного архива Алеся Пилецкого

Бывший фотограф T*T.by Алесь Пилецкий стал одним из тех, кому удалось добраться в Польшу.

Алесь переехал в Киев после разгрома портала в мае 2021 года. Говорит, успел улететь практически на последнем самолете перед тем, как перекрыли авиасообщение.

— Я из тех, кто до последнего не верил в вероятность войны. Думал, что в XXI веке такое невозможно. Но 24 февраля в квартире в микрорайоне Оболонь я проснулся в 5.04 с первым взрывом, — рассказывает Алесь «Салідарнасці». — В 6 утра у открытого окна я уже записывал, как со свистом летит ракета у меня над головой. По компасу посмотрел направление звука — компас показывал ровно на север. От Киева север — это Беларусь.

К обеду в тот же день молодой человек принял решение выбираться из Украины.

— В Киеве я был волонтером в коливинге. Это временное бесплатное жилье, которое Free Belarus Center предоставляет для беженцев из Беларуси. Это обустроенные квартиры, где могут разместиться сразу до 15 человек. Одно время я сам жил в такой квартире, а после стал помогать другим размещаться.

Когда мы поняли, что началась война, было принято из нашего коливинга сделать центр сбора для эвакуации белорусов. Через рассылку в чатах собрали первый автобус. Я был ответственным за этот рейс, координировал группу. В девять вечера в первый день войны мы отправились в дорогу. Первоначально нас было 49 человек. По дороге подобрали еще четверых, — вспоминает собеседник.

До Львова первый автобус с белорусами доехал спокойно. Единственный пункт пропуска Шегини-Медика с возможностью перейти границу пешком находится в 80 километрах.

— Около семи вечера мы остановились в 25 км от Шегини в дикой пробке, за 5 часов смогли продвинуться метров на 800.

Кругом бесконечным потоком шли люди, все, в том числе женщины, дети. В нашем автобусе тоже были дети, трое — малолетних. К нам тоже в автобус стучались, просились, и мы взяли еще четырех человек. Больше не смогли, потому что и так люди сидели даже в проходе на полу.

Водитель попробовал ехать по встречной полосе и нас остановил полицейский. Он попросил взять еще двух женщин с грудными детьми. Мы согласились — и он сделал для нас «зеленый коридор» по «встречке» прямо до погранперехода. Это была фантастическая удача!

В Шегини мы добрались в половине третьего ночи. Там творился абсолютный треш. Сам переход был закрыт. Перед ним огромная пустая площадка: никаких опознавательных знаков, ни воды, ни крыши, ни света, ни туалета. Когда откроют ворота, никто не знал.

Мы думали, что заночуем в автобусе, но водитель отказался ждать до утра. Нас так и высадили в этом поле. Я понял, что не смогу контролировать всех, поэтому расформировал пассажиров автобуса на группы по десять человек, чтобы каждая группа прорывалась самостоятельно.

Только к 10 утра стало понятно, где находится калитка, через которую можно пройти в «зеленый коридор» и дальше на оформление документов.

Штурм украинско-польской границы

Перед этой одной-единственной калиткой стояло несколько тысяч человек, среди которых большинство были индусы и африканцы.  Люди дрались, ломали металлический забор, давка становилась все страшнее, потому что люди прибывали и прибывали.

Когда задавили насмерть человека, оформление остановили. Потом возобновили. В «зеленом коридоре» тоже была давка. Примерно раз в полчаса калитка открывалась и толпа, словно паста из тюбика, пыталась туда выдавиться. Но пропускали только три-четыре человека.

Естественно, сумки и чемоданы невозможно было тянуть по людям, поэтому их пытались перекинуть через забор. Они раскрывались, разбивались — все кругом было усеяно телефонами, планшетами, вещами, документами.

Пока мы находились на переходе, насмерть задавили еще несколько человек, у одной женщины случился выкидыш. Многие получили травмы. Я тоже был в крови. Сознание теряли и женщины, и мужчины, — рассказывает Алесь жуткие подробности.

Примерно в 14 часов ему и еще нескольким белорусам из автобуса удалось прорваться в «зеленую зону».

— Но часть людей из нашей десятки остались за калиткой и бросить их мы не могли. Я увидел, что пограничники не справляются с потоком людей, и мы с ребятами стали помогать, чем могли.

К вечеру толпа стала просто переваливаться через забор, начался ужас. Мы продолжали волонтерить, держали ворота, доставали людей, кого-то приходилось останавливать. На помощь прибыли военные.

Они помогли нам уже ночью буквально достать из толпы остальных членов нашей группы. В общей сложности сутки мы провели в «зеленой зоне». Вырвались в два часа ночи, — говорит собеседник.

На польской стороне беженцев встречают волонтеры.

— Там просто рай. Палатки с горячей едой, водой, возможность согреться. Всем выдают сим-карты, тут же подъезжают волонтеры и отвозят по желанию в любой город, — сказал Алесь.

Добравшись в Польшу, он обзвонил всех своих попутчиков и узнал, что большинство тоже смогли перейти границу. Несколько человек не решились на штурм и вернулись во Львов.