Женщина, которая возвела любимого на престол
Шляхта ласково называла ее «Марысенька», но возмущалась тем огромным влиянием, которое та оказывала в политических делах на короля. Ее эротическая переписка с супругом до сих будоражит умы, а откровенные портреты украшают галереи многих стран.
«Салiдарнасць» рассказывает про Марию Собескую — жену короля Речи Посполитой и великого князя Литовского Яна Казимира Собеского. И пусть эта женщина родилась не на здешней земле, ее влияние на жизнь и политику нашего государства, факт неоспоримый.

Таинственное происхождение
На здешнюю землю Мария Казимира д'Аркуин ступила четырехлетней девочкой в декабре 1645 года. Она приехала вместе со свитой принцессы мантуанской Людовики Марии Гонзага, которая прибыла к своему жениху — королю польскому и великому князю литовскому Владиславу IV.

Маленькая Мария (которую позже все будут звать Марысенькой) считалась дочерью родовитого, но бедного капитана королевской гвардии и монаршей гувернантки. Впрочем, с ее рождением все было не так-то просто. В Версале шептались, что девочка – внебрачная дочь будущей польской королевы 35-летней Людовики Марии и ее фаворита Конде.
Кляузу об этом кто-то из доброжелателей даже отправил жениху. Но Владислав IV предпочел закрыть глаза на бурную молодость будущей супруги — этому очень поспособствовали приданое в 700 тыс. экю и обещанный кардиналом кредит в 700 тыс. злотых (которые король так и не вернул).
Людовика Мария благополучно стала женой короля. А после смерти мужа умудрилась снова выйти замуж, и снова за короля Речи Посполитой, Яна Казимира.
Но, как можно догадаться, и приехавшая с ней девочка тоже через некоторое время оказалась на престоле. Правда, для этого ей пришлось преодолеть немало преград.
Муж-рогоносец
Марии Казимире было 14, когда она впервые в королевском дворце в Варшаве увидела 26-летнего Яна Собеского. Юноша сразу же покорил сердце французской красавицы. И не удивительно. Получивший образование в Ягеллонской академии в Кракове и проведя несколько лет в странах Западной Европы Собеский свободно говорил на латинском, немецком, итальянском и французском языках.
Да и сама Мария Казимира, несмотря на свой юный возраст, была умна, образована и невероятно обаятельна. Любовь между молодыми людьми вспыхнула мгновенно.
Тем не менее замуж Марысенька вышла за другого. Браку сильно поспособствовала королева Людовика (она вообще подозрительно активно вмешивалась в судьбу своей протеже). Мужем для 17-летней красавицы был выбран князь Ян Замойский. Воевода, прозванный Собепаном, отличался смелостью в бою и имел крупнейшее состояние в стране, которое, надо признаться, щедро разбазаривал на женщин и пиры.
Очарованный 17-летней красавицей, Замойский предложил Марысеньке не только руку и сердце, но и наследство в 1 млн талеров плюс 12 тыс. талеров ежегодно на мелкие расходы. Свадьба была роскошной – только токайского вина выпили 300 бочек.
Однако радости этот брак не принес. Страдающий подагрой пьяница и гуляка Замойский даже после женитьбы не собирался отказываться от своих привычек, тратя деньги на выпивку и женщин. И не без последствий.
Сифилис — бич того времени — существенно добавил ему проблем со здоровьем. Все это сказалось и на Марысеньке. Все четверо детей, что она выносила и родила, умерли в младенчестве.
Неизвестно, любила ли когда Мария Казимира своего супруга, но все это время она продолжала видеться с Яном Собеским. Он часто навещал свою мать в имении в Пелашковичах около Замостья и тоже никак не мог забыть прекрасную соседку.
Их переписка становилась все более интимной. В письмах Собеский называл Марысеньку «прекрасной Астреей» и «королевой сердца», она его за вспыльчивость Порохом. Свои чувства влюбленные шифровали, именуя «апельсинами».
В 1661 году, во время очередной встречи, пара обменялась кольцами. Стоит отметить, что в это время супруг Марысеньки, хоть и был сильно болен, но вполне еще живой. Только в апреле 1665-го Замойский окончательно доконал сифилис.
В смерти богатого и еще даже не пожилого князя (он всего пару дней не дожил до своего 38-летия) родственники тут же заподозрили вдову. По их мнению, 24-летняя красавица, крутившая шашни со статным соседом, вполне могла помочь мужу отправиться на тот свет. Но вскрытие следов яда не обнаружило. Подозрения с вдовы были сняты.
Муж-король
Впрочем, траур по мужу Мария Казимира носила недолго. Через пару месяцев она стала женой Собеского.
И снова браку Марысеньки поспособствовала королева Мария Людовика. Ей был выгоден союз популярного среди шляхты Собеского со своей протеже. Она знала об их связи и «случайно» поймала влюбленных на «горячем» во дворце.
Королева потребовала от Яна либо жениться на Марысеньке, либо покончить с собой. Выбор был очевиден. Кто-то из свиты разбудил священника, который тайно обвенчал пару в присутствии королевы.
Тайное быстро стало явным: о церемонии прослышали в Замостье, и когда свежеиспеченная вдова через несколько дней приехала исполнить оставленные мужем в завещании пожелания, то наткнулась на запертые ворота. Возмущенная, она спросила охранника, знает ли он, с кем имеет дело. Тот ответил: «Да, знаю, — с госпожой Собеской».

Родня покойного воспользовалась ситуацией. Мария Казимира получила не обещанные мужем 800 тыс. злотых наследства, а лишь 450 тыс., что тоже, надо сказать, немалые по тем временам деньги.
Свадьбу играли пять дней. Впереди были 30 лет совестной жизни и тернистый путь к престолу, в обладании которым Марысенька сыграла не последнюю роль. Она использовала свои обширные связи при дворе для того, чтобы заполучить для мужа корону.
Правда, первая попытка Яна стать королем провалилась. В 1668-м на трон взошел ненавистный супругам Михаил Корибут Вишневецкий (кстати, племянник почившего супруга Марысеньки Замойского, унаследовавший его имения). Собеский, к тому времени великий коронный гетман, за глаза называл монарха «обезьяной» и всячески игнорировал его распоряжения.
Марысенька не отчаивалась. Она отправилась на свою историческую родину во Францию, чтобы собрать мужу денег на военную кампанию против турок. Собеский дал ей с собой несколько чистых листов бумаги со своей подписью, чтобы она могла заключать от его имени союзы и договоры.
Привезенные из Франции от короля 30 тыс. злотых пошли по назначению, предрешив победу не только над турками.

За день до победной битвы под Хотином 11 ноября 1673 года умер король Михаил, что открыло победителю Собескому дорогу к польской короне. Марысенька принимала горячее участие в «избирательной кампании» мужа: трон Речи Посполитой не переходил по наследству — короля выбирала знать. 21 мая 1674 года Ян Собеский взошел на престол.
12 способов любви
Король обожал свою жену. Двор шептался: «Марыся руководит Яном, а уж Ян – Польшей». Но супруги не обращали на это внимания. И очень грустили друг без друга, когда приходилось разлучатся во время очередных военных походов Собеского.

Разлуку заполняли перепиской. Всего было написано около 4 тысяч писем, которые представляют интерес не только для литературоведов. В своих посланиях супруги рассказывали о том, как сильно любят друг друга, а еще обсуждали свою сексуальную жизнь. Так, известно письмо короля, где он сообщал своей жене о служившем у него калмыке Астракане.
Король писал, что этот «наираспутнейший лентяй» «превзошел всех в искусстве любви, и французов, и итальянцев, и испанцев, и турок» и делать это может «на двенадцать различных ладов, чему научился у калмыков».
Далее Собеский добавлял: «Это же тебе, моя Госпожа, на добрую ночь, чтобы было о чем подумать, чему учиться и к чему готовиться и со своей стороны что нового придумать, когда мне Господь Бог здоровым к сердцу твоему приведет».
Король до последних своих дней обожал любимую Марысеньку, избегая измен и соблазнов. Мария Казимира родила его 13 детей, из которых, правда, до взрослого возраста дожили лишь четверо.

А вот двор в последние годы не сильно жаловал королеву, обвиняя в расточительстве и излишнем участии в государственных делах. Даже тот факт, что Мария Казимира была кумой Короля-Солнца, Людовика XIV, крестившего ее сына Якуба, не помог.
Не нравилось местной знати и то, что королева Марысенька поддерживала связь с Францией, регулярно бывала там и привозила с собой парижские веяния моды. Любуюсь парками Парижа, она пыталась сделать их такими же в резиденциях своего мужа.
Переезд во Францию
В последние годы жизни Собеский становился все менее активным и постепенно угасал — вероятно, из-за сифилиса, которым заразился от своей любимой Марысеньки. Она ухаживала за ним, прогуливалась, играла с ним в карты, была рядом до последних дней.

Собеский умер в 1696 году. После его ухода Мария Казимира по-прежнему пыталась влиять на политику государства. Но неудачно. Она лоббировала выбор на польский престол одного из французских принцев и потерпела поражение. Оставаться в Речи Посполитой не было смысла, и вдовствующая королева уехала в Рим к Иннокентию XII — бывшему нунцию в Польше, который возвел ее престарелого отца в кардиналы.
В Италии она провела 15 лет. Когда же Папа Иннокентий скончался, Мария осталась без средств существования и предпочла вернуться во Францию, где поселилась в замке Блуа. Апартаменты, предназначенные для нее, не были готовы, и ей пришлось поместиться в нижнем этаже дворца, где не топили.
Зима выдалась суровой, и 30 января 1716 года Мария Казимира де ла Гранж д'Аркиен скончалась от воспаления легких в возрасте 75 лет.

В следующем году тело ее перенесли из часовни Святого Евстафия в Блуа в варшавский костел капуцинов — туда же, где похоронен ее любимый супруг. В 1733 году их останки перевезли в краковский замок Вавель.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное