Комментарии
Артем Шрайбман, TUT.BY

Зачем сообщать о разговоре президентов, если их сайты об этом молчат?

Почти незамеченной в информационном потоке прошла вчерашняя новость о телефонном разговоре Александра Лукашенко и Петра Порошенко.

Официальное сообщение об этом звонке оказалось подчеркнуто скудным, что оставляет больше вопросов, чем ответов. Попробуем разобраться.

О факте разговора двух президентов предельно коротко сообщило государственное агентство БЕЛТА: "Сегодня состоялся телефонный разговор президента Беларуси Александра Лукашенко с президентом Украины Петром Порошенко. Во время беседы обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес".

Во-первых, когда зарубежные лидеры сами звонят своему белорусскому коллеге, пресс-служба президента и вслед за ней официальное агентство, по общему правилу, сообщают об этом с пометкой "по инициативе украинской (литовской, польской и любой другой) стороны состоялся разговор…". Так было, к примеру, в недавних разговорах с главами Молдовы, Сербии, Казахстана и России. То же самое - о разговорах с украинским президентом в июле и сентябре прошлого года.

Не нужно думать, что речь идет о голом пиаре белорусской пресс-службы: такая стилистика официальных сообщений – достаточно распространенная практика, по крайней мере в нашем регионе.

Раз такой пометки в новости о разговоре лидеров двух стран не было, значит, почти наверняка, звонил белорусский президент.

Теперь обратимся к пресс-службе Петра Порошенко. Она факт разговора с Лукашенко просто проигнорировала. В этот же день, 27 января, на сайте президента Украины появилось сообщение о беседе с высокими европейскими чиновниками Дональдом Туском и Федерикой Могерини. За день до этого – с польским президентом Брониславом Коморовским. Еще днем раньше – с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом. Будет ошибкой думать, что белорусский президент просто не дотягивает по рангу до упомянутых политиков в глазах пресс-службы Порошенко: о предыдущих беседах президентов Украины и Беларуси она исправно сообщала.

Первая версия – разговор глав двух стран касался чего-то секретного или был абсолютно несодержательным. Но и в этом случае сотрудники их пресс-служб так или иначе нашли бы способ, как в общих словах описать беседу: "обсудили перспективы двухсторонних отношений", "затронули весь комплекс торгово-экономических связей" или "отметили важность мирного процесса и выступили за скорейшую встречу контактной группы в Минске". Благо подобных канцелярских клише в запасе у чиновников, ответственных за связь с прессой, хватает. И они их всегда использовали. Кроме этого раза.

Возникает закономерный журналистский вопрос: зачем вообще сообщать о разговоре президентов, если их сайты об этом молчат и нет ни одного факта о беседе, кроме того, что она прошла? По понятным причинам, когда речь идет о главе государства, я отбрасываю вариант низовой инициативы самих журналистов БЕЛТА. Речь, безусловно, идет об указании поставить новость именно в такой, предельно урезанной форме.

У людей, давших это указание, могла быть только одна цель – сообщить в СМИ о самом факте беседы. Почему-то белорусским властям было необходимо рассказать, что Лукашенко пообщался с Порошенко. И на этом точка. Ни слова больше.

А теперь вспомним, с кем белорусский президент общался по телефону до этого. Подскажу.

"23 января состоялся телефонный разговор президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Главы государств обсудили широкий спектр вопросов как международной повестки дня…" – сообщает пресс-служба белорусского президента.

Если посмотреть на международный контекст, то увидим, что противостояние между украинскими властями и сепаратистами снова набирает обороты, минский мирный процесс торпедируется, а Евросоюз готовится ввести новые санкции против России. Одним словом, эскалация конфликта.

В этой ситуации официальный Минск посчитал необходимым дать всем знать, что общается с обеими сторонами. Так ведет себя только тот, для кого важно постоянно поддерживать свой нейтралитет, по крайней мере в глазах наблюдателей. И не давать ссорящимся даже маленького намека на возможный крен в ту или иную сторону.

История с публикацией этой нетипичной заметки о разговоре Порошенко с Лукашенко – очередное подтверждение тому, что белорусская власть сознательно поставила себе задачу оставаться над схваткой. Стратегия достаточно разумная с точки зрения возможностей быть миротворцем и сохранить нормальную торговлю со всеми.

Но нельзя не отметить, что влиятельных друзей такая подчеркнуто особая позиция может рано или поздно начать сильно раздражать. А по мере усиления конфликта и приближения президентских выборов в Беларуси лед нашего нейтралитета становится все тоньше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)