Юлия Чернявская: «В лифты народ набивается, как сельди в бочке. В масках единицы»

Культуролог – о неотчетливом властном тренде.

– Скажите, а что, существует негласное распоряжение не носить маски? Как бы, кто не носит, – тот лояльнее? Или так только в моей сфере? В гуманитарной, причем, на госслужбе, – рассуждает Юлия Чернявская. – В коридорах толпы. В лифты народ набивается, как сельди в бочке. В масках единицы. Да и то не всегда. Чаще вообще никого.

Дважды я пыталась убеждать в чем-то людей в университетском лифте.

В первый раз хорошенькая девушка презрительно рассмеялась мне в лицо (буквально, ибо расстояние между лицами было 10 см): «Мы не трусы, а вы, наверно, и по коридорам ходить боитесь».  Скажем так, не боюсь, но опасаюсь. С ними, такими, рядом.

Во второй раз молодой человек, годящийся мне в сыновья, гордо сообщил: «Я преподаватель. Я не буду ждать следующего лифта. А вы, если надо, пешком ходите!» (Он вышел на четвертом, я на шестом).

Еще любят говорить: «Ай, я верю в судьбу. Если суждено заразиться – заразимся все». О том, хочу ли я быть в числе этих «всех», не спрашивается, по умолчанию предполагается, что я должна внять их мудрости и просветлиться.

Или любят еще беззаботно мотнуть ладошкой: «Ай, я в этот коронавирус не верю!».  А я верю – и что теперь?

Из этого торжествующего хамства я сделала лишь один вывод: неношение масок – неотчетливый властный тренд. Типа того: «и, как один, умрем в борьбе за это». Знать бы – за что? Может, за что стоящее? Или за ковид-диссидентство, идущее из высоких коридоров? Не задумываясь, как самураи, которым князь велел сделать сеппуку. За это не хочу.

Это, как бы, правило приличия в нашей стране: мы смотрим ТВ, а там проводятся встречи и совещания – и никто себя маской не «позорит».

И смертность, выросшая в третьем квартале на 5500 человек в сравнении с прошлым годом, – опять же, по официальным данным – это ничто. Тыща-другая туда-сюда – мелочи. Тем более, мрут-то не очень молодые, а значит, не очень рентабельные в народном хозяйстве люди.

В последнее время я нездешней любовью полюбила китайцев: они-то как раз в этом на воспитанных людей похожи.

Мои (пока еще) студенты вменяемые, они поняли мой месседж. И если четыре недели я носила с собой с десяток-полтора масок, чтоб им раздать на лекциях, то теперь они купили свои. Но мои студенты – капля в море, а раздать всем я не могу. Почему другие не объясняют, мне не понять.

Все это я пишу по одной-единственной причине: ковид по официальной статистике в Беларуси прирастает по 400-470 случаев в день.

Я не могу никого заставить беречь других. Единственное, что я могу, – беречь других со своей стороны. Невзаимно. Но когда забота была взаимной?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(75)