Комментарии
Руслан Горбачев, фото TUT.BY

Вопрос от украинцев, который ставит в тупик

Недавно довелось пообщаться с украинскими коллегами на нейтральной территории – в Варшаве. В неформальной беседе журналисты добавили в образ нашей страны совершенно неожиданные краски.

Поговорить с коллегами всегда интересно. Журналисты владеют информацией из политического закулисья, легко расскажут о том, что на страницах своих изданий не могут написать по этическим или иным соображениям. Вдвойне любопытнее было пообщаться с украинскими коллегами, по чьим материалам мы в Беларуси в основном следим за событиями в соседней стране, и узнать, о чем они предпочитают публично не высказываться.

Пусть это и ожидалось, но все равно не могло не впечатлить, с какой нелюбовью, если не сказать ненавистью, украинцы относятся теперь к русским. На протяжении всего одного дня нашего общения эта тема поднималась в неформальном разговоре несколько раз. И резко высказывались не уроженцы Львова или Ивано-Франковска, а люди, которым, казалось бы, сам Бог велел испытывать симпатии к восточной соседке.

Популярный телеведущий вырос и начинал карьеру в Донецке. Известная журналистка киевской газеты вообще по крови русская. И оба видят теперь в лице России исключительно врага.

События на Донбассе украинские коллеги между собой называют не антитеррористической операцией, не боевыми действиями с сепаратистами, а буквально войной с Россией.

И признаются эмоционально: иногда хотелось махнуть рукой – черт с ним, с Донбассом! Без него уже давно направились бы в Европу. Но ведь Россия на этом не остановится, для нее это будет сигналом к захвату остальной территории.

Любопытное мнение, кстати, высказал на страницах газеты «Зеркало недели» известный украинский писатель Юрий Андрухович. Отделение Донбасса от Украины (если до него все-таки дойдет) должно создавать впечатление, что украинцы его не потеряли (поскольку это навсегда оставит в их душах глубокую рану), а избавились от него. Для этого нужно полностью освободить регион от боевиков, наладить мирную жизнь, а затем поставить на референдум честный вопрос: идете ли вы в Европу вместе с остальной Украиной или отделяетесь?

Одна из главных бед в Украине, по словам коллег, – отсутствие ответственных политиков. Вместо них одни шоумены. Что собственно подтвердил своими недавними действиями премьер Арсений Яценюк, который в критический момент решил подать в отставку и устраниться от тяжелейшей работы. Вроде для того, чтобы дать основания президенту распустить нынешний парламент и назначить новые выборы. Хотя Петр Порошенко его об этом не просил.

Но и к новоизбранному президенту коллеги уже относятся с настороженностью. Говорят, олигарх не восприимчив к чужому мнению, везде пытается поставить своих людей. Как будто не понимает, что получил от украинцев кредит доверия, а не поддержку своим действиям – выбирать было не из кого.

Но главный сюрприз в рассуждениях украинских журналистов меня ожидал поздно вечером при неторопливой беседе в кафе. Международный обозреватель из влиятельной киевской газеты отвечала на многочисленные вопросы поляков. Пока вдруг не адресовала вопрос в мою сторону:

– Белорусская армия может напасть на Украину?

Сказала это совершенно ровно и безэмоционально, словно поинтересовалась ценой мяса на рынке, где ее вопрос воспримут как должное.

Я остолбенел. Мозг лихорадочно обрабатывал вопрос, но словно получив запрос в неведомом формате, не мог сконструировать что-то путное. Через доли секунды внутри уже все горело. Да как такое возможно?! Чтобы белорусы напали… Да никогда! Да вы что?! Да это же Лукашенко ведет союзы с агрессорами, а мы, белорусы…

Пока эти мысли проносились в моей голове, несколько пар глаз все еще были направлены на меня. Наконец, я вслух выдавил короткое:

– Нет, белорусская армия никогда не нападет на Украину.

Как только я произнес этот ответ, он мгновенно посеял во мне сомнения.

Мир продолжает руководствоваться пословицей «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Власти Беларуси проголосовали против резолюции Генассамблеи ООН о территориальной целостности Украины и пустили на свою территорию самолеты-истребители государства, развязавшего войну в соседней стране.

До этого дня думалось, что образ нашей страны за границей и так плох, что хуже уже некуда. Украинские коллеги всего одним вопросом показали, что есть куда. До этого Беларусь знали как последнюю диктатуру в Европе. Теперь могут узнать еще и как первого союзника агрессора.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)