Филин

Виктория Прокопович

Усов: 9 мая — дата жизни и смерти для России

Когда «нужна одна победа», постоит ли Кремль за ценой?

После провала блицкрига командование армии РФ заявило, что «первый этап спецоперации выполнен», и новой целью и задачей войск стало наступление на Донбассе. По мнению многих экспертов, от итогов сражения во многом зависит весь ход войны.

Тем временем Сенат США одобрил закон о ленд-лизе, а Бундестаг Германии утвердил поставки тяжелого вооружения в Украину — и это весомый вклад в решающую битву. Впрочем, вовсе не очевидно, ускорит ли он перелом в ходе войны, подтолкнет Кремль к эскалации или, напротив, вынудит к мирным переговорам.

Варианты развития второй фазы войны Филин обсудил с политологом Павлом Усовым.

— Возможны несколько направлений изменения хода военных действий и политических событий вокруг Украины, — говорит эксперт. — Например, в случае Германии следует учесть не только поставки тяжелых вооружений (их также поставляют в Украину Нидерланды, Канада, Австралия), но и изменения внутриполитической конъюнктуры самой Германии, которая до последнего была на позициях условного нейтралитета и никоим образом не хотела портить отношения с Россией.

Особенное место тут занимал канцлер ФРГ Олаф Шольц, который тормозил любыми способами принятие решения о поставках вооружения и финансовой поддержки Украине. И тот факт, что Бундестаг принял на себя ответственность, чтобы преодолеть это пассивное, осторожное поведение Шольца, при том, что социал-демократы в Германии всегда были крайне пророссийскими, много значит в политической конфигурации.

Можно сказать, что пал последний бастион российских интересов в Европе. Впервые после Второй мировой войны Германия активно включилась в военные стратегические процессы в регионе, и это также показатель для Путина, что в этом плане Европа выступает единым фронтом.

Что касается возможных изменений в ходе войны, — безусловно, таковые будут, отмечает аналитик:

— Как мы видим, Россия усиливает все ресурсы и возможности для того, чтобы прорвать фронт и взять максимум территорий под свой контроль — прежде всего речь идет о Донбассе. Также будут осуществляться прорывы на юге Украины, в направлении Одессы. В ближайшее время Украина столкнется с тяжелым военным давлением со стороны России.

Не случайно в Изюм приехал начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов, чтобы лично руководить операцией, которая терпит провал. А пару дней назад в Донецк прибыл замруководителя администрации президента России Сергей Кириенко вместе со своим ближайшим соратником Андреем Яриным — и это свидетельствует о желании России скорейшим образом включить территории «ЛДНР» в свой состав.

Либо это будет какая-то трансформация Союзного государства, о чем говорил Лукашенко совсем недавно, и создание этакого карликового, убогого образца некоего Союза-2022 года из различных лимитрофных государств.

Поставки нового западного вооружения, добавляет политолог, вовсе не означают их моментального применения на фронтах. Оружие еще нужно доставить и научить военных эффективно пользоваться им, чтобы не стрелять в белый свет как в копеечку — а это время, как минимум одна-две недели.

— Поэтому ключевые изменения могут произойти ближе к 9 мая или после этого срока. Украинские политические и военные деятели не раз декларировали, что это оружие необходимо для наступательных военных действий, и именно они станут переломным этапом в этой войне, — считает Павел Усов.

— Какова будет реакция России? Она может быть совершенно неадекватной. Угрозы применения ядерного оружия, в том числе стратегического, в отношении партнеров Украины, прошедшие недавно испытания баллистических ракет «Сармат» — это демонстрация готовности перейти к неадекватным, разрушительным для всего человечества средствам поражения…

А использование тактического ядерного оружия означает полное превращение Украины в ядерную пустыню — так же, как заражение части территорий Беларуси и России радиоактивными выбросами. Что, конечно, повлечет ответные реакции со стороны Запада.

Исходя из прежних стратегических и тактических игры, таким ответом может стать нанесение ядерного удара по территории Беларуси, как страны-союзника агрессора, в качестве демонстрации Западом силы и готовности применить ядерное оружие непосредственно против России.

Насколько вероятны эти мрачные перспективы, сказать сложно — как отмечает Павел Усов, «степень безумства, присущая нынешней политической элите России, не может гарантировать того, что последнее средство уничтожения не будет использовано».

Эскалация ближе к 9 мая тем более вероятна, чем меньше у России будет получаться продемонстрировать серьезные военные успехи. Хотя российская пропаганда и может нарисовать картину «победы» в красочных тонах, как это было сделано с «успешным завершением первого этапа по демилитаризации».

— Хотя даже человек, «промытый» пропагандой, может задать вопрос: как же так, «демилитаризацию» закончили, а Донбасс как был частью Украины, так ей и остался, как невозможно было захватить полностью все части Донецкой и Луганской областей, захватить Мариуполь, так и не удалось… Поэтому тот же бывший глава боевиков «ДНР» Стрелков-Гиркин выступает почти ежедневно, обвиняя российское руководство в провале военной операции, дерзко подчеркивает то, что и вторая фаза военных действий заканчивается провалом.

У России до сакральной даты есть еще девять дней, но основные средства, причем не только конвенциональные, чтобы сломить сопротивление украинской армии, она уже использовала. По данным разведки США, по территории Украины было выпущено более 2000 крылатых ракет — это практически полный арсенал того, что имелось в запасе РФ. И теперь достичь какого-то перелома будет очень сложно.

Хотя, подчеркивает политолог, цена российского военного для политического руководства не имеет значения, и оно готово будет пойти на уничтожение собственных тактических групп, чтобы склонить на фронте чашу весов в свою сторону.

— 9 мая — это дата жизни и смерти для России. Без перелома ситуации к этому дню, который имеет психологическое и символическое значение, можно говорить о том, что Россия эту войну проиграет.

Но вместе с тем ожидать, что РФ пойдет на мирные переговоры, вряд ли возможно, потому что единственное условие для Украины — вывод войск с ее территории, и ни на какие половинчатые уступки Украина идти не собирается. На текущий момент заключения мира для России будут свидетельствовать о полном поражении.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(43)