«То, что Путин не овладеет конкретными городами, для россиян не важно. Важна сама попытка навести порядок»

На самом деле внутри себя Россия страдает не имперским, а скорее колониальным комплексом.

Эксперт Фонда Карнеги Александр Баунов объяснил некоторые важные аспекты поведения россиян. Один из них о том, почему на войну мужчин набирают только из определенных регионов.

— Надо понимать, что Москва — это город с наименьшими боевыми потерями на душу населения. А те регионы, где потери на душу населения самые большие, это регионы с наименее высокой ценой человеческой жизни вообще, — отметил российский политолог на канале Живой Гвоздь. — Это регионы, та же Бурятия, Дагестан, где в целом продолжительность жизни меньше.

Там достаточно людей, которые считают, что их жизнь, существование стоит не так много. Поэтому у них и добровольцев много.

Судите сами, если человек на горной дороге на слепых поворотах спокойно обгоняет впереди едущую машину, это много говорит о том, насколько он ценит свою жизнь и жизнь других. И это же его свойство может быть реализовано в военных условиях.

В каком-то смысле поставщиками солдат в данный момент являются регионы, где или от безвыходности, или от каких-то социальных установок жизнь стоит меньше денег. Москва, очевидно, — это регион, где жизнь стоит больше денег. Поэтому Москва в каком-то смысле живет вне войны и правительство поддерживает эту иллюзию жизни вне войны.

Политолог также говорит о причинах высокой поддержки населением Путина, даже при том, что он совершенно не достигает поставленных целей.

— В России есть вот какая особенность. Конечно, руководство страны не ожидало, что Запад вступится за Украину в тех масштабах, в которых он вступился, то есть применяются все невоенные и даже частично гибридно-военные средства и речь идет об их наращивании.

При этом все-таки мы не видим пока той страны, которая нанесет российским военным поражение на поле боя. Совершенно не потому, что российская армия выступает эффективно, а потому что все-таки боятся российских ядерных ракет. Это одна причина.

Но Путин в этой войне не может проиграть и по другой причине. Огромное количество людей одобряет само действие, не его результаты, а сам акт. Этой довольно большой части общества нравится процесс.

И то, что Владимир Путин не овладеет какими-то конкретными городами или целями в Украине, для них не важно, а важна сама попытка навести порядок и справедливость в мире.

При том, что большинство окружающих Россию государств воспринимают ее как бывшую имперскую силу, которая имеет на них какие-то виды, на самом деле внутри себя Россия страдает скорее колониальным комплексом, чем имперским.

Или это некоторое сочетание колониального и имперского комплексов. Колониальный заключается в том, что нынешнее состояние большой части населения России воспринимается как угнетенное, несвободное. И в атаке на Украину, которую предпринял Путин, им как раз видится сопротивление тем мировым центрам принятия решений, которые угнетают Россию.

Именно поэтому Путин не может проиграть эту войну, раз он хотя бы попытался. Для этой группы поддержки и ценно то, что он решился дать отпор этим самым мировым центрам силы, которые пытаются решать все за всех.

И Путин, естественно, может не достичь каких-то конкретных целей на земле, может не сменить власть в Киеве, не взять Одессу, больше того, он может даже откатиться на линии 24 февраля, но все равно попытка будет засчитана. Поэтому и проигрыш на поле боя не будет для них фатален.

Да, для кого-то станет несовместимым с дальнейшей поддержкой поражение, если вдруг Владимир Путин сдаст, например, Херсон, (а украинские войска находятся там в 15 км и это невозможно исключить). Но не для большинства.

Объяснено это будет, конечно, не военной слабостью. Тут же возникнут конспирологические теории, согласно которым Россией управляет не вполне самостоятельное правительство, которое по-настоящему не хотело воевать, иначе давно бы и Киев разбомбили, и все дороги к украинско-европейской границе уничтожили, по которым что-то поставляют. Была бы и масса других объяснений, почему это произошло, кроме того, что не смогли.

В случае любого поражения люди выработают версии, которые позволят им легко смириться с отступлением собственной армии. Так же, как легко они смирились с отступлением от Киева, от Харькова, от Николаева, после заверений в том, что Киев вот-вот падет.

Все это прекрасно приняли. Я даже не вижу, что после этого уменьшилась поддержка. Наоборот, произошла консолидация, дескать, у нас серьезный противник и не случайно мы все это начали, теперь мы точно видим, что это была настоящая угроза.

Люди всегда будут рационализировать происходящее в сторону, которая поможет им поддержать их картину мира. В их картине мира Россия сопротивляется гораздо более могущественными силам.

Эти силы сделали каким-то образом так, что украинцы смогли где-то там локально достичь каких-то успехов, но в целом мы дали этим могущественным мировым силам понять, что они не могут делать с нами, что хотят, — объяснил психологию «глубинного народа» Александр Баунов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(20)