«Таким обществом можно долго и бесконтрольно править, но создать что-либо из него практически невозможно»

Политолог — о том, как практику информационно-психологической войны, применяемую против врагов, власти повернули против собственного народа.

— Теория и практика информационно-психологической войны были разработаны, опробованы и неоднократно оптимизировались на протяжении многочисленных конфликтов и войн двадцатого века, — пишет Андрей Никулин.

Они преподавались в институтах, их брали на вооружение армии, они доказали свою эффективность в разложении войск и населения противника, создания во вражеских странах атмосферы подозрительности, разобщенности, взаимного недоверия и атомизации, аморализма, лишения врагов воли к сопротивлению, веры в собственную силу и возможность победы.

Андрей Никулин

Это орудие обычно применялось против врагов, но создается впечатление, что лет пятнадцать назад какому-то умнику, жившему в одной прекрасной северной стране пришла идея — а почему бы не использовать эту достаточно простую и эффективную штуку на собственном населении.

С теми же целями, чтоб «разъединить их всех, чтоб лишить их воли», а также возможности к самоорганизации и способности противостоять своей власти и требовать от нее отчетности, справедливости и сменяемости.

Подобного никто прежде не делал — идея вести войну с собственным населением сродни тому, чтобы развернуть пушки, установленные на стенах обороняющегося города и начать обстреливать собственных жителей...

Но все бывает в первый раз — результат превзошел все возможные ожидания и оказался еще эффективнее при сопряжении его с элементами традиционной пропаганды.

Задача информационно-психологической войны — заставить вражеское население капитулировать и принять волю победителя.

И мы живем в капитулировавшей и принявшей чужую волю стране. Это и ответ на многие вопросы о пассивности российских сограждан — они давно уже сложили оружие, отказались от права на собственное мнение и на самостоятельность, готовые безропотно принимать и соглашаться со всем, что от них требуют.

Причем после «капитуляции» давление на них не спало, а только усилилось, что уводит нас в бездны до сих пор не изученных на практике проблем — ведь до сих пор сознание ни одного общества не пропалывалось настолько долго и усердно. От этого и непонимание его поведения остальным миром.

Тоталитарные диктатуры тоже всеобъемлющи, но они заточены на мобилизацию общества вокруг фигур Вождя и Партии, а также располагают некоторыми постоянными символами веры, убрать которые из конструкции не представляется возможным.

У нас же достигнуто состояние полных и тотальных демобилизации и недоверия, иррационализма, психотизации, помноженных на апатию и выученную беспомощность. Густая, растекшаяся масса, неспособная принять ни одну из форм, вроде пластичная, но мгновенно распадающаяся после попытки что-либо из нее слепить.

Одна проблема — таким обществом можно долго и бесконтрольно править, пока оно плещется как в чаше в рамках своих естественных границ, но создать что-либо из него практически невозможно.

Как и писал выше, ни экономического чуда, ни научного прогресса, ни тем более иерархизированной и выстроенной военной машины из него не получится. В том числе и поэтому диктаторы и вожди прошлого и не пытались слепить ничего подобного — результат растекается между пальцев.

Однако все бывает в первый раз, и итог печального эксперимента мы имеем счастье сейчас лицезреть.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(31)