Социолог Ластовский: «У нас никогда не было в настроениях людей такого антизападного ресентимента, характерного для россиян»

О чем говорят последние соцопросы в Беларуси. И какому идеологическому салату не место в лексиконе.

Фото с сайта Е*радио

Социолог из ЕГУ Алексей Ластовский комментирует «Немецкой волне» последние соцопросы про отношения белорусов к войне и рассуждает про конец славянского триединства.

Про 30-40%, поддерживающих войну

– Нужно понимать, что Беларусь находится в российском культурном поле. Беларусь является колониальным придатком общего российского культурного пространства. Начиная с того, что социальная сеть, которой пользуется молодежь – это VK, а кто постарше – заходит в «Одноклассники».

И у людей нет каких-то барьеров. Они прекрасно ощущают себя, пользуясь русским языком, в этом пространстве русского мира. И, конечно, чтобы этому противостоять нужно понимание, что это особый путь, своя история и своя культура.

Да, кажется, что эти цифры страшные, но нужно понимать, что это не большинство населения. Если бы речь шла о 1990-ых и была бы такая война, тогда бы вообще вопросов не возникло, кого поддерживают белорусы.

Про две Беларуси

– Я бы сказал, что проделана огромная работа по выстраиванию собственной идентичности и понимания своего места в мире. И если речь идет об образованных людях, которые живут в крупных городах, – они в основном против войны.

Также мы можем видеть определенную корреляцию с теми, кто поддерживает Лукашенко.

Его поддержка наиболее выражена в определенных социальных слоях. Это в основном люди старшего поколения, с худшим уровнем образования, которые живут в небольших городах или в деревне. Там его поддержка наибольшая. И получается, что это коррелирует с теми, кто поддерживает войну.

Про будущее пророссийских сил

– Я не вижу каких-то особых перспектив и у Лукашенко, и у России в будущем удержаться в Беларуси. То есть перспектив для радикальной смены ситуации. Как сделать так, чтобы его снова стали все любить, а экономика страны пошла на подъем? В принципе, для этого вообще нет вариантов.

Другое дело, сколько это разложение режима будет продолжаться? В данном случае давать точные прогнозы сложно, но я думаю, что это 5-10 лет.

Если глянуть результаты исследования, причем совершенно разного времени и длительного периода, скажем, с конца 1990-ых, то очень незначительная часть белорусов выступала за то, чтобы включить Беларусь в состав России.

По всем исследованиям, это было около 5, максимум 10% в пределах колебаний. То есть, мы видим, что это те люди, которые сейчас готовы активно поддержать агрессию России в Украине и снова приходим к определенной корреляции.

Другое дело, что культурное влияние России по-прежнему остается сильным и доминирующим.

Геополитический выбор белорусов

– Белорусы уже привыкли использовать метафору Валентина Акудовича «просыпаться в Беларуси». То есть они жили в этой стране. В основном люди были за то, чтобы дружить с Россией, но при этом и дружить с Европой.

У нас никогда не было в настроениях людей такого антизападного ресентимента, характерного для массового сознания россиян. То есть восприятие запада как вечного агрессора. Хотя это и транслируется через госпропаганду, мы понимаем, что Беларусь практиками была включена в европейское пространство.

Начиная с того, что люди постоянно ездили в Польшу, Литву и другие страны. И эти контакты, конечно, никак не способствовали восприятию госпропаганды.

С другой стороны, все опросы показывали, что белорусы хотят быть в дружбе с Россией. Может быть, война это и поменяет, но должно пройти какое-то время.

То есть было желание балансирования. И мне кажется это вполне рабочая модель, которую довольно активно использовал Лукашенко и сделал себе определенную славу.

Но мы видим сейчас, что ситуация изменилась и эта модель уже не может работать, потому что дружить с Россией и Европой уже становится невозможным.

Про конец мифа о братских народах

– Эта идея разваливается. По сути, речь идет о какой-то фикции, выдумке. Есть множество контактов между белорусами, русскими и украинцами, но это не делает их братьями. То, что мы называем их братьями – это просто идеологическая выдумка с какими-то определенными целями. И всегда мы помним, что в эту формулу закладывается представление о том, что есть старший брат и это русские.

То есть это указывает на определенную иерархию. Украинцам и белорусам остается же только подчиняться своему старшему брату. Нужно понимать, что это миролюбивая красивая модель, но по сути речь идет о форме колониального господства.

И рушится эта модель именно сейчас в Украине. Для доминирующей части украинцев русские стали врагами. И если выпадают украинцы, то что делать с белорусами?

Вообще все эти вещи про братьев, славян и тому подобное нужно просто выбрасывать из своего лексикона, потому что это идеологический салат, который просто служит подтверждению имперского господства.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(43)