Шульман: «Оказалось, некому схватить за руку в определенный момент»

Российский политолог — о вреде фатальной безнадежности.

— Как до этого дело дошло? Очевидно, что этим вопросом будут задаваться и по-разному отвечать и историки, и политологи, и представители всех наук о человеке и об обществе на протяжении долгих десятилетий, — рассуждает Екатерина Шульман в итоговом стриме февраля-2022.

Тут есть проблема, свойство нашего разума: когда что-то происходит, то все предыдущее кажется чрезвычайным логичным и неизбежным предшественником этого. Но надо отдавать себе отчет, что, если бы случилось что-то другое, оно казалось бы таким же неизбежным и логичным следствием.

Почему я обращаю на это внимание? Потому что тезис, который кажется почти неизбежным — «Все к этому шло» — размазывает ответственность. Если нечто было неизбежным, то ответственность тех, кто это устроил, как будто не так велика: они тоже слепые орудия рока, фатума и так далее.

Так это не работает. За свои поступки каждый должен смело отвечать, как писал поэт Остер.

Не кажется ли вам более убедительным то, что люди, получившие в свои руки оружие власти, пользуются им, как бог на душу положит? Возможность нечто сделать обеспечивает не весь предыдущий ход истории, а отсутствие в конкретное время и в конкретном месте сдержек, проводов, тормозов.

Политолог подчеркивает: концентрация власти — чудовищная опасность, которая раз за разом приводит к разного масштаба катастрофам, и на одного успешного автократа, сингапурского реформатора Ли Куана Ю, «приходятся десятки вождей, который доводят свой народ до нищеты и войны и совершенно никого не модернизируют».

—  «Нам не оставили другого выхода», «мы были вынуждены», «другие еще не то делают» — это типичные оправдания домашнего насильника, не подтверждаемые примерно ничем. Неизбежности не было. Это осознание еще более невыносимое, чем представление о том, что именно к этому все шло — в этой версии есть какая-то приятная фатальная безнадежность: «А что было делать?».

Нет. Повторюсь: этого могло не быть. Это не силы природы, не фатум, а дело рук человеческих. Все социальные, политические проблемы решаются социальными же инструментами. Так вышло, потому что оказалось некому схватить за руку в определенный момент.

…Если мы все это переживем, то следующей задачей цивилизованного человечества будет выстраивание иной системы международных отношений и, видимо, каких-то иных механизмов сдерживания, в том числе внутри стран, для того чтобы препятствовать созданию политических моделей, ведущих к таким последствиям.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(79)