Самая богатая «сумасшедшая» художница современности

22 марта японке Яёи Кусама исполнилось 95. Сегодня она на вершине рейтинга самых дорогих из ныне живущих художников и одна из лидерок американского авангардного движения и прародителей минимализма.

Яёи с детства страдала психическими отклонениями. Не зря говорят, что многие гении — своего рода (или в прямом смысле) сумасшедшие.

«В моем детстве были очень тяжелые, грустные моменты, которые помогло залечить искусство. Посредством искусства я смогла войти в нормальное общество, но до этого меня преследовали суицидальные мысли», — признавалась художница, рассказывая о несчастном детстве, которое прошло в достатке, но без любви. Отец был занят романами на стороне, мать заставляла девочку следить за папой, вымещая на ребенке злобу и ненависть.

В десять лет начались видения: окружающие предметы стали двигаться и светиться, узор скатерти переползал на поверхности и предметы. Чтобы стабилизировать состояние, психиатр рекомендовал заняться рисованием.

В 1958-м Кусама приехала покорять Америку, довольно быстро приобщившись к местному бомонду. Тогда и возник повторяющийся мотив пятен-точек — «Сеть бесконечности», как его нарекла художница. Ими она разрисовывала полотна и предметы, а также себя и обнаженных ассистенток.

«Я покрывала полотно картины сетью из точек, продолжала рисовать их на предметах и своем теле. Сеть расширялась в бесконечность, я забывала о себе по мере того, как она обволакивала меня, цепляясь к моим рукам, ногам, одежде, постепенно заполняя всю комнату», — так Кусама комментировала свой творческий процесс.

В автобиографии художница пояснила, что каждая точка — отражение ее собственной жизни, «маленькой частички среди миллиардов других».

Такую вот картину «в крапинку» — «Белый N28» (1960 год) — в 2014-м продали на аукционе в Нью-Йорке за 7 109 000 долларов. Короткие мазки объединились в спокойные узоры, сочетание белого и серого окунает зрителя в медитативное состояние.

Так, казалось бы, банальные на первый взгляд «крапинки», превратились в одно из самых дорогостоящих произведений искусства, созданных женщиной-художницей.

В 60-е про Кусаму писали почти так же часто, как про Джеки Кеннеди. «Мое имя было в таблоидах чуть ли не каждый день, журналы печатали обо мне статьи, публика была заинтригована тем, что я делала», – вспоминала художница американскую жизнь.

А выходки и правда случались феерические. Кусама появлялась голой и разрисованной в горошек у Бруклинского моста, писала президенту Ричарду Никсону письма с требованием прекратить войну во Вьетнаме, в обмен предлагая заняться с ним сексом.

Еще одним вызовом стал собственный модный лейбл, отшивающий авангардные платья с дырками.

Выставка «Тысяча лодок» — первая пространственная инсталляция, которую художница создала в Штатах. Попросту, это гребная лодка, которую художница нашла на свалке. Инсталляцию создали в помещении, стены и пол которого были в 999 плакатах с изображением той же лодки. Кусама наполнила ее текстильными выступами фаллической формы.

Чтобы подчеркнуть сексуальный контекст, на презентации проекта художница позировала обнаженной. Еще одна деталь: на дне лодки, посреди фаллосов, лежали белые туфли на высоком каблуке.

Энди Уорхол был в восторге: «Вау, Яёи, это фантастика!» Позже художница обвинила Уорхола в плагиате, вспомнив свою «лодку».

«Когда Энди оклеил потолок и стены в Галерее Лео Кастелли шелкотрафаретными постерами с изображениями коровьей морды, это было просто апроприацией или имитацией моего «Шоу тысячи лодок», – уверена Кусама.

Кусама стала новаторкой, придумавшей зеркальные инсталляции. Одна из них, «Последствия уничтожения вечности», отсылает к традиционной буддийской церемонии, посвященной чествованию предков. Помещение инсталляции заполнили зеркалами и светодиодными лампами, чтобы посетитель ощутил себя внутри зеркального калейдоскопа, а замкнутое пространство показалось ему бесконечным.

В прошлом году вышла коллаборация Яёи Кусамы и модного дома Louis Vuitton «Танцующие тыквы». Знаменитые принты в горошек украсили сумки и одежду в новой линейке бренда.

Для презентации в Бангкоке площадку перед магазином украсили композицией из 101 тыквы. В центре — тыква высотой более 5 метров, «танцующая» на дольках-щупальцах. Тыквы из бронзы и нержавеющей стали покрыли разноцветной краской и узором в горошек.

Художница призналась, что еще в Америке посещала психотерапевта. Но «лечение разговором» не только не помогло, а словно блокировало творческую энергию.

«Психоанализ стал для меня вскрытием, вивисекцией. В конце концов я перестала создавать художественные предметы и начала делать хэппенинги», – резюмировала Кусама.

В Токио расположен прижизненный музей Яёи Кусама. Помещение находится неподалеку от мастерской художницы и психиатрической лечебницы, где Кусама, понимая свои проблемы, живет с 1977 года.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4(10)