Романчук: «В системе совок-госплан, когда катастрофически не хватает ни политической, ни гражданской, ни экономической свободы, развития никакого быть не может»

Эксперт — о том, почему белорусская экономика пожирает сама себя.

Ярослав Романчук

В программе Экономика здравого смысла Ярослав Романчук приводит статистику: инвестиции за последние 7 лет упали на 30%.

— И это довольно серьезный показатель, ведь инвестиции в основной капитал — это первый и главный маркер развития экономики, а в нашем случае яркий показатель неэффективности экономической системы совок–госплан, — отмечает эксперт.

— Как же тогда растет белорусская экономика? Как же она развивается? Откуда берутся деньги? Она не развивается, а проедает себя, делает имитацию, делает много движений, перекладывание из одного кармана в другой, из одного сектора в другой, забирает у тех, кто умеет работать и отдает тем, кто при корыте. Это называется экономическое развитие.

Вот эти цифры, которые говорят нам горькую правду, что в системе совок-госплан, что в условиях, когда катастрофически не хватает ни политической, ни гражданской, ни экономической свободы, развития никакого быть не может.

И даже из общей суммы инвестиций в основной капитал, как вы думаете, сколько денег отдается на инвестиции в машины, оборудование, станки — собственно, в то, на чем и делаются товары и услуги, на чем идет производство? Всего лишь треть.

Все остальное строительство, стены, недвижимость — все, что угодно, только не то, что является, собственно, самым главным показателем качества инвестиций.

Вот так Лукашенко, который поднял с колен советские заводы, который сохранил советскую структуру производства, который намертво привязал себя канатами к России, который не сделал ничего для того, чтобы приблизиться с Европой, вот так он отчитывается за ту модель, которая является порождением его детских юношеских грез и утопий — сделать из Беларуси БССР, сделать из БССР тоталитарную систему, в которой не было бы одной партии, но было бы ЗАО «Семья», и бенефициаром была бы не номенклатура высшего уровня или КГБшники, а были бы ЗАО «Семья» и те люди, которых Лукашенко назначит. Вот такая инвестиционная картинка.

Есть ли иностранные инвестиции? Есть. Заходили сюда компании, которые думали, что в авторитарном режиме порядок, стабильность, что есть здания, на которых есть вывески «суды», что есть люди, которые сюда их заводили за ручку и выступали в роли инвестиционных нянь. И эти люди думали, что все будет хорошо.

Причем эти люди заходили как из Европы, так из России, Китая, арабских стран — везде неизменно их ждал один результат.

Помните случай с Баумгертнером? Это тот парень, который хотел Лукашенко предложить схему с калийными удобрениями. А зачем Лукашенко конкуренты? Ему и так хорошо, у него все под контролем в плане экспорта удобрений в целом. Зачем ему какие-то схематозники, которые бы сдирали какую-то дополнительную маржу прибыли?

То же самое с нефтепродуктами. Есть партнеры — Гуцериев и компания, «Лукойл» и компания — всё, зачем другие? Всё застоблено и всё отмечено в виде иностранных инвестиций. То же самое делается и с розницей, и со стройками. И каждые 10 лет появляются свои инвесторы-любимчики, из каждой страны 5-10 человек.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(20)