Политика

«РФ надо занимать более аккуратную позицию в отношении экономики Беларуси»

В интервью агентству «Рейтер» Александр Лукашенко рассказал о своих личных отношениях с Путиным и Медведевым, о том, что Папа Римский сам попросил его взять на встречу «сынишку» и о своей готовности на сотрудничество с прагматичной частью оппозиции.

Российский вектор

Беларусь, неизменный российский союзник с момента обретения независимости, хотела бы строить свои отношения с Кремлем на принципах равноправия и обещает сохранить верность договору о союзном государстве, несмотря на то, что Москва уже нарушила некоторые его положения, сказал в интервью Reuters президент Беларуси Александр Лукашенко.

Отношения союзников, подписавших договор в 1997 году, не раз омрачались спорами о ценах на энергоносители и условиях доступа на рынки друг друга.

"Мы видим этот союз как союз равноправных республик. Без равноправия никакого союза быть не может. Если этот принцип будет положен в основу, тогда этот союз будет развиваться. Если говорить откровенно, я бы не сказал, что мы такой равноправный союз уже имеем", — сказал Лукашенко.

После двукратного повышения цен на газ и введения Россией пошлины на поставки нефти в Беларусь в 2007 году Лукашенко обвинил Москву в том, что она не учитывает белорусские интересы и стремится поглотить Беларусь. По мнению белорусского лидера Москва в последнее время "излишне занимается протекционизмом".

"РФ надо занимать более аккуратную позицию в отношении экономики Беларуси. Экономика — это основа всех отношений. Если у нас будут плохие отношения в экономике, не надо рассчитывать, что в политике, в обороне, дипломатии отношения будут лучше", — добавил он.

Лукашенко пообещал, что Минск "ни на йоту" не отступит от договора о союзном государстве, выразив надежду, что его дружеские отношения с премьером Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым будут способствовать укреплению связей между Беларусью и Россией.

"Мы с Владимиром Владимировичем давние друзья, хотя у нас много разногласий. Мы очень откровенны, можем поссориться, можем откровенно друг другу что-то высказать и так далее, как очень близкие люди... Что касается Медведева — это абсолютно комфортный и не конфликтный человек, абсолютно. Поэтому ну абсолютно на межличностном уровне, на личностном уровне, у нас никаких нет проблем с руководителями Российской Федерации", — сказал Лукашенко.

Россия за последнее время предоставила Минску кредиты на 1,5 миллиарда долларов и обещает новые для компенсации выросших цен на газ, что особенно актуально на фоне экономических проблем Беларуси: из-за падения спроса в условиях кризиса белорусский экспорт в первые месяцы сократился на 45 процентов.

Соблюсти баланс

После энергетического спора с Москвой Лукашенко сделал ряд шагов к примирению с Западом. В ответ на освобождение политзаключенных и некоторые либеральные преобразования ЕС и США смягчили санкции против Беларуси. В конце апреля Лукашенко после десятилетнего перерыва совершил первый официальный визит на Запад, встретившись с Папой Римским и премьер-министром Италии.

Евросоюз также официально включил Минск в программу Восточного партнерства, которая вызывает раздражение у некоторых политиков в России.

По словам белорусского лидера, улучшая отношения с Западом, Минск, который многие годы ориентировался в основном на Москву, хочет лишь сбалансировать свою внешнюю политику, и сохранить дружественные отношения с Россией.

"Мы не собираемся участвовать в этой программе, отворачиваясь от России... Для нас очень важно, что мы наконец имеем возможность сбалансировать нашу внешнюю политику. Не надо это связывать с каким-то разворотом, поворотом нашей политики", — сказал Лукашенко.

"Если кто-то задумает сделать Восточное партнерство антироссийским, то у него ничего не выйдет", — добавил он.

Камнем преткновения в последнее время стал вопрос о бывших грузинских регионах Абхазии и Южной Осетии: Россия убеждает Минск последовать ее примеру и признать их независимость, тогда как ЕС не раз говорил, что это повредит контактам Беларуси с Западом.

"Мне хочется решить его так, чтобы не было негатива у наших людей. Чтобы люди восприняли действия власти как осознанные, продуманные и взвешенные", — сказал Лукашенко.

Либерализация по-белорусски

Белоруссия готова к либерализации, которую ей рекомендует Европа, при условии, что реформы не дестабилизируют экономическую и политическую ситуацию в стране, и власти готовы на сотрудничество с прагматичной частью оппозиции, сказал в интервью Рейтер президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Критиковавший белорусские власти Евросоюз смягчил отношение к Беларуси, введя в марте девятимесячный мораторий на визовые санкции против Лукашенко и его ближайшее окружение после освобождения политзаключенных и некоторых либеральных преобразований в стране.

Запад говорит, что для окончательной отмены санкций Беларусь должна продолжить либерализацию.

"Если какой-то шаг не ухудшает политическую и экономическую ситуацию, я такой шаг буду делать. Я немало уже сделал шагов навстречу Европе. Но если сегодня, сегодня это нельзя делать, это может привести к коллапсу экономики, общественной жизни, негативным последствиям... Почему я должен это делать? Я этого делать не буду. Или этого нельзя делать вообще, или это не надо делать сегодня", — сказал Лукашенко.

Политики Евросоюза говорили, что Беларусь должна отменить некоторые статьи уголовного кодекса, изменить избирательное законодательство и предоставить оппозиции больший доступ к СМИ.

"Еще недавно европейцы хотели того, что им писала наша оппозиция... Эти предложения сформировали те люди, которые не хотели улучшения отношений Беларуси и ЕС. Поэтому они выдвинули требования, заведомо неприемлемые: сломать выборное законодательство, сломать законодательство о СМИ", — сказал белорусский лидер.

"Нас упрекают, что жестко поступаем с демонстрантами, но за свою жизнь Лукашенко ни разу не применил против демонстрантов слезоточивый газ и водометы. А в демократической Европе мы это периодически наблюдаем, в том числе и в оплоте демократии США", — добавил он.

"Политика изоляции Белоруссии не дала никаких результатов. Нужно было десять лет, чтобы понять, что политика швыряния камнями друг в друга через забор — это политика в никуда", — сказал Лукашенко.

По словам белорусского лидера, улучшая отношения с Западом, Минск, который многие годы ориентировался в основном на Москву, хочет сбалансировать свою внешнюю политику, оставаясь дружественным по отношению к России.

"И для России и для Европы важно, чтобы Белоруссия была суверенным независимым государством, где европейцы чувствовали бы себя как дома... Нам надо разрушить в умах стереотипы, что Белоруссию можно изолировать, проучить", — сказал Лукашенко.

Год назад США ввели санкции против белорусских предприятий, и Минск добился отъезда из страны посла США и сокращения штата посольства в несколько раз. Лукашенко сказал, что надеется на изменение отношений с США с приходом президента Барака Обамы.

Слабая оппозиция

Белорусская оппозиция, чье влияние в обществе уменьшилось после поражения на выборах 2006 года, в последнее время разделилась на почве потепления отношений Запада и белорусских властей.

Часть оппозиции называет либеральные изменения в Беларуси притворством, а новую политику ЕС — предательством и требует возобновления санкций. В то же время сторонники оппозиционного Александра Милинкевича, проигравшего президентские выборы 2006 года, призывают поддержать попытки Лукашенко улучшить отношения с ЕС.

Лукашенко, который всегда жестко критиковал оппозицию, обвиняя ее в предательстве Беларуси, сказал, что готов сотрудничать с прагматичной её частью, но пока не готов призвать оппозицию в правительство.

"Если какие-то граждане готовы работать в интересах народа, мы, в свою очередь, готовы гласно и открыто их призывать... Мы предлагаем: начинайте работать по специальности. Мы не будем препятствовать и очень быстро будем продвигать по служебной лестнице", — сказал белорусский президент.

В качестве положительного примера Лукашенко привел Милинкевича, который отказался подписать оппозиционное обращение к Евросоюзу с призывом не пускать белорусского президента на саммит в Прагу.

Посредник между Папой и Патриархом

Белорусский президент Александр Лукашенко предложил провести в Беларуси первую встречу между Папой Римским и Патриархом Русской православной церкви.

В конце апреля Лукашенко после многолетней изоляции съездил на Запад и встретился с Папой Бенедиктом. Ранее, в начале апреля, в Москве Лукашенко встречался с недавано избранным Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

"Здесь пересекаются культуры и конфессии. Беларусь — это святое место, потому что здесь нет разногласий между католиками и православными. Здесь люди живут в мире и согласии. Это я говорил и Патриарху, и Папе. Ни у кого из них нет отторжения. Нужны просто соответствующие условия", — сказал Лукашенко в интервью Рейтер.

"Беларусь — это идеальное место. Если эта встреча не состоится при мне, пусть она состоится после меня, но состоится на этой святой земле", — добавил он.

Во время визита в Рим Лукашенко пригласил Бенедикта посетить Беларусь, где 80 процентов верующих — православные, а 14 процентов — католики.

"Здесь нет никакой политики! Если эта встреча не состоится, то это не повредит мне или моей политике. Это повредит людям, католикам и православным", — сказал Лукашенко.

Предшественник Бенедикта Иоанн Павел II не раз говорил о желании провести такую встречу, которая положила бы конец розни между православными и католиками, начавшейся после великого раскола в 1054 году. Однако идея не нашла поддержки у патриарха Алексия II, который упрекал католическую церковь в прозелитизме.

По мнению Лукашенко, Кирилл и Бенедикт могли бы найти общий язык и договориться.

"Патриарх Кирилл — это светлый человек, удивительный человек, подвижный, молодой. С которым можно разговаривать на любую тему", — сказал Лукашенко.

В Ватикан Лукашенко прибыл со своим младшим пятилетним сыном Николаем, который в последние месяцы регулярно появляется вместе с главой белорусского государства на различных мероприятиях.

"Я видел многих политиков, но такой заинтересованности, лучезарности и светлости в глазах я не видел ни у кого. Я не чувствовал никакого барьера. Он не забыл, что я приехал с сынишкой, и сказал, что он хотел бы, чтобы я пригласил малыша. Насколько у него велико притяжение к детям. Для меня это был еще один из факторов, чтобы сказать, что этот человек — от Бога", — сказал Лукашенко.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)