Политолог: За сто дней после выборов Беларусь превратилась в совершенно другую страну

Чего добились белорусы после 9 августа, и что сможет вынудить власти пойти на диалог с народом?

Фото Радыё Свабода

— Сто дней после выборов, с моей точки зрения, оказали очень большое влияние на Беларусь, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» директор Института политических исследований «Палітычная сфера» Андрей Казакевич. — Хочу выделить как минимум два серьезных достижения.

Первое — та авторитарная система, абсолютно закрытая и стабильная, которая была создана в Беларуси после 1996-2001 годов, фактически уже разрушена.

Несмотря на то, что силовые структуры пока сдерживают полную дезорганизацию, очевидно, что страна будет меняться. С большой степенью вероятности, в сторону демократизации и большей открытости.

Очевидно, что тот формат, который существовал до выборов, уже невозможен. Так или иначе начнутся политические реформы, что открывает большие возможности для белорусского общества на пути к демократизации.

Второе колоссальное политическое достижение за последние полгода — это произошедшая существенная самоорганизация белорусского общества. Рост политического самосознания, интереса к общественной деятельности и активности, огромное количество новых инициатив, локальных, профессиональных.

В стране с очень аполитичным населением мы получили организованное общество с пониманием того, что есть значительные общественные интересы, которые общество должно решать самостоятельно. Все это превращает Беларусь в совершенно другую страну! — уверен политолог.

Фото Андрей Ленкевич

Он категорически не согласен с трактовкой скептиков о том, что массовые акции протеста не приносят видимого результата. Открытые протесты, по его мнению, являются одним из главных факторов перемен, которые влияют на ситуацию.

— Именно протесты, давление народа на массовых акциях определяют внешнюю позицию. Со стороны западных государств никто бы так серьезно не рассматривал белорусскую ситуацию, если бы не было видно этого протестного движения.

И Путин бы уже давно и однозначно поддержал Лукашенко и не пытался бы лавировать, чтобы не нарваться на откровенную антироссийскую реакцию значительной части белорусского общества, — отметил Казакевич.

Наряду с протестами он выделил еще ряд факторов, которые могут вынудить власть пойти на диалог с народом.

— Внешнее давление и экономическая ситуация. Экономическая ситуация очень плохая, существует большое социальное напряжение. Пока оно еще не выплеснулось в политическую сферу, но вероятность для этого очень большая. И это перспектива нескольких месяцев.

Проблемы, которые вызвали протесты, не решаются, напряжение в обществе никуда не уходит. Возможно, формы активности будут другими, не только уличными, но они останутся.

Факторов для того, чтобы власть не смогла сохранить политическое устройство в том виде, как было, и вынуждена была пойти на те или иные изменения, слишком много.

И эти факторы оказывают влияние. Власти вынуждены говорить о конституционной реформе, вынуждены хотя бы симулировать диалог с оппозицией. Они также вынуждены принимать политическую повестку от Москвы. Все это — заслуга как протестного движения, так и внешнего давления, усилившегося из-за него, — подчеркнул политолог.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(104)