Комментарии

Александр Старикевич

Почему Конституция – это ловушка

«Модная» тема реформы Основного закона отвлекает от главного.

В кратком изложении план выхода из политического кризиса, который власти Беларуси презентуют миру, выглядит так: национальный диалог по поводу изменения Конституции, принятие нового более «либерального» Основного закона, а после этого – проведение досрочных президентских и парламентских выборов.

Эта информация РБК по состоянию на утро 9 сентября не была официально подтверждена или опровергнута. Однако фактом является то, что о конституционной реформе постоянно говорит Александр Лукашенко, на нее сделал ставку арестованный экс-претендент на пост президента Виктор Бабарико и, что уж совсем интересно, об этой перспективе упомянул российский министр иностранных дел Сергей Лавров.

Мы сейчас для краткости даже не будем обсуждать механизм «национального диалога», из которого Александр Лукашенко уже исключил своих главных оппонентов. Остановимся лишь на том, что решает Конституция сама по себе.

НИ-ЧЕ-ГО!

Чтобы убедиться в этом достаточно простого примера. В декабре 1936 года была принята новая Конституция СССР, среди прочего предоставлявшая советским гражданам демократические права: свободу слова, собраний, печати, шествий и демонстраций, отправления религиозного культа, неприкосновенность жилища и тайну переписки.

И сразу после введения в действие такого прогрессивного Основного закона власти устроили Большой Террор. Да и вообще следующие полвека правили страной железной рукой.

Обратимся к более свежим прецедентам. Виктор Бабарико выдвинул идею (уже, правда, затерявшуюся среди масштабных событий минувшего лета) референдума о возвращении к Конституции 1994 года. Опять же оставим в стороне реалистичность этого проекта. Для начала просто зададимся вопросом: разве та версия Основного закона помешала Александру Лукашенко установить нынешний режим?

В 1996-м, согласно тогдашнему законодательству, председателя Центральной избирательной комиссии назначал и увольнял Верховный Совет. Но это никак не помешало Александру Лукашенко силой выкинуть Виктора Гончара из кабинета главы ЦИК и посадить туда своего «солдата» Лидию Ермошину.

Теперь к будущему. Мало сомнений в том, что Лукашенко перепишет Конституцию так, как выгодно ему, а не ради установления демократии в Беларуси. Но даже, если в новом Основном законе будут разумно перераспределены полномочия между ветвями власти, эта отдельно взятая реформа ничего не меняет. Пусть даже будет выполнено еще нигде не зафиксированное намерение провести досрочные президентские и парламентские выборы. И что?

Механизм формирования избирательных комиссий и допуска наблюдателей к подсчету голосов в Конституции не прописывается. Значит, и при новой провести их можно точно также как все предыдущие на протяжении четверти века – нарисовав «элегантную победу» хоть Лукашенко, хоть табуретке.

Даже нынешний Основной закон декларирует, к примеру, что «никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию». Это помешало «зверью» (определение гродненского мэра Мечислава Гоя) издеваться над задержанными в ходе послевыборных протестов?

Да и прямо сейчас мы видим, как соблюдается, скажем, статья Конституции, провозглашающая «свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Сторонники Александра Лукашенко пользуются ей беспрепятственно, а противников ОМОН дубасит по полной программе.

Поэтому менять, в первую очередь, необходимо существующие практики, а не тоненькую брошюрку. Новая Конституция имеет смысл лишь в комплексе – и это главное! – с целым рядом практических преобразований.

А вышеупомянутый план в нынешнем виде лишь дает возможность Лукашенко выиграть время. Предложение менять Конституцию на фоне творящегося беспредела – это ловушка, в которую власти пытаются поймать и часть недовольных белорусов, и западных политиков, не вполне представляющих себе, как тут у нас что устроено.

Реформу Основного закона можно и нужно обсуждать, но перед этим, как минимум, необходимо прекратить насилие в отношении оппонентов власти и блокирование десятков независимых медиа. А разговор на эту тему в ситуации, когда глава государства называет недовольных граждан «крысами» и поощряет избиения мирных демонстрантов, выглядит издевательством над здравым смыслом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(167)