«Перед врагами тиран изо всех сил изображал хромую утку, которой уже недолго осталось»
Письма к дочери — про историю одного отвлекающего маневра, предпринятого в почти безвыходных обстоятельствах.
— Дело было на Сицилии, когда главным городом острова были Сиракузы. Но Сицилия — это такой приятный остров, на который всегда было много желающих. И одним из этих желающих, а соответственно и главным врагом Сиракуз, был Карфаген.
Надо сказать, что аргументы у Карфагена были гораздо более убедительными, чем у Сиракуз. Потому что аргументов у Карфагена было больше то ли в два, то ли вообще в четыре раза. Поэтому для Сиракуз спор за то, кто будет главным на острове, шел не очень удачно. Настолько неудачно, что в конце концов армия Карфагена осадила сами Сиракузы.
На этом все бы могло скоро и закончиться, если бы не изобретательность тирана Сиракуз Агафокла. (Напомню, что тиран в то время было не ругательством, а названием должности. Хотя, по правде говоря, Агафокл был тот еще тиран). В разгар осады Агафокл приказал снарядить 60 кораблей и держать наготове соответствующее количество войск.
Никто не знал, куда собираются отплыть эти корабли и для чего Агафоклу нужны войска. Перед врагами тиран изо всех сил изображал хромую утку, которой уже недолго осталось. Одни думали, что тиран хочет прорвать морскую блокаду и отогнать карфагенский флот от гавани Сиракуз. Другие считали, что он просто собирается сбежать вместе с родными, близкими и всем, что было нажито непосильным тираническим трудом.
Поэтому в один прекрасный день, когда корабли Агафокла вырвались из гавани и взяли курс на бескрайние морские просторы, карфагенский флот их даже не стал особо преследовать. Карфагеняне решили, что тиран просто сбежал.
А через шесть дней флот Агафокла вдруг объявился у берегов Африки. В непосредственной близости от самого Карфагена. И для добрых карфагенских обывателей это стало, конечно, шоком. Правительство Карфагена решило, что все потеряно. Что карфагенская армия на Сицилии разбита. Потому что невозможно же было себе представить, что Агафокл собрался осаждать вражескую столицу, когда его родной город сам был под осадой.
К тому же, ни один враг до сих пор никогда не высаживал свою армию в такой близости от Карфагена. В такой близости от Карфагена у Карфагена не было ни солидных укреплений, ни приличных войск. (На что, собственно, Агафокл и рассчитывал). А сами карфагеняне привыкли полагаться на наемные войска и воевать не очень-то умели. Да и не хотели.
Правительство Карфагена спешно собрало ополчение, которое, потерпело сокрушительное поражение. Тем более позорное, что ополчение карфагенян было в три раза больше, чем армия Агафокла.
Осаждать сам Карфаген тиран, правда, не решился. Все-таки сил у него для этого было маловато. Зато, безо всякого соблюдения приличий начал грабить окрестные города.
И вот должен сказать, что эта авантюра изменила буквально все. Во-первых, карфагенянам пришлось отправить обратно в Африку часть войска, которое осаждало Сиракузы. После этого осада Сиракуз уже долго не продлилась. Потому что с тем войском, которое осталось, карфагенянам все равно не на что было надеяться.
А во-вторых, союзники Карфагена стали переходить на сторону Агафокла. На уже почти завоеванном острове повсеместно начались восстания. Потому что до исполнения своего отвлекающего маневра Агафокл правил одним единственным городом, который был осажден врагами. А после тиран Сиракуз внезапно сделался грозой самого Карфагена.
После этого война, с разными перипетиями и неожиданными сюжетными поворотами, продлилась еще четыре года. В конце концов Карфаген согласился на мир, признав победу Сиракуз по очкам: каждая сторона осталась при своем, но карфагеняне согласились выплатить Агафоклу небольшую компенсацию за моральный ущерб.
И все это благодаря отвлекающему маневру, предпринятому в отчаянных обстоятельствах.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное