Пастухов: «Санкции в отношении России стали рутинизироваться и превращаться в болтологию»

Политолог и преподаватель Университетского колледжа Лондона — об усложнении выдачи виз россиянам, риторике Зеленского и двух крайностях эмиграции.

Владимир Пастухов считает, что за полгода войны нельзя сделать никаких выводов, кроме как: Россия не выиграла, а Украина не проиграла. По его мнению, итоги этой войны смогут подводить только следующие поколения. Однако он рассказал, как может меняться ситуация в ближайшее время.

— Либо Россия резко решается на изменение стиля войны, который установился месяца четыре назад и увеличивает количество участвующих войск, но это вряд ли возможно без проведения мобилизационных мероприятий, — говорит политолог в эфире программы «Чисто конкретная политика». — Либо это игра в долгую и ставка будет делаться на создание максимально тяжелых условий для выживания Украины зимой.

Владимир Пастухов

Мне кажется, что сегодня все указывает на то, что ставка сделана на игру в долгую, и чтобы осложнить украинскому народу пройти эту зиму. Я надеюсь, что эта ставка ложная, и Украина с той же честью выдержит это испытание зимой.

Известно, что в скором времени планируется встреча глав МИД ЕС, на которой в том числе будут обсуждать выдачу виз россиянам. Предварительно говорится о принятии решения приостановить действие соглашений о визах с Россией. На такой комплекс мер Пастухов отвечает так:

— Тот, кто ездил в Европу и платил за визу 40 евро, продолжит туда ездить. Только теперь будет платить за визу больше и ждать ее немногим дольше. Выиграют от этого коррупционные круги, которые кормятся вокруг визовых центров.

Это промежуточное решение, которое говорит: к сожалению, набор реальных мер, которые могут воздействовать на Россию с целью прекращения агрессии — очень ограничен.

Все меры, которые можно было принять легко, уже приняты, а реальные меры: покупка энергоносителей и т.д.  — меры настолько сложные и бьют в оба конца, что принять их практически невозможно. Поэтому санкции в отношении России стали рутинизироваться и превращаться в болтологию.

При этом политолог считает, что в период от года до трех лет Европа сможет заместить Россию газом и нефтью на своих рынках из других источников. Россия при этом будет продавать свои ресурсы Индии, Китаю и другим странам, но с большой скидкой, из-за чего доходность упадет в разы.

Спросили политолога также о словах Зеленского: «Нам больше не нужен мир, нам нужна победа». Пастухов считает, что риторика президента Украины не изменилась, он просто разными словами говорит об одном.

— Украина даже в самый сложный момент, который был в марте этого года, не говорила, что готова идти на какие-то территориальные уступки в обмен на мир. Ситуация такова, что, кроме обещания прибить свой щит на ворота Царьграда, от Зеленского люди ничего другого услышать не готовы. Поэтому то, что может и должен говорить Зеленский — находится в узком коридоре возможностей.

Однако достичь всех целей, о которых говорит президент Украины, можно только в том случае, если в России произойдет революция, которая перерастет в гражданскую войну и таким образом Россия к условному году Х будет похожа на Украину 2014 года.

В начале войны россияне стали массово покидать Россию. Сегодня многие из них стали возвращаться. Например, накануне стало известно о возвращении в Россию Аллы Пугачевой. Политолог считает, что в России есть две крайности:

— Раньше те, кто остались, говорили: «Ну что вы там, уехавшие? Вот мы — герои, весь удар берем на себя». Сейчас многие из них уехали и появилась новая крайность: все должны уезжать. Теперь эмигрировавшие — герои.

Но геройство не в том, чтобы уехать или остаться. Геройство в том, как ты сопротивляешься.

Думаю, вопрос оставшихся и уехавших искусственно подогревается. Я считаю, что возможность уехать — не вечная. Если война будет долгой и режим будет окостеневать и превращаться в кристалл, то одной из частей этой кристаллизации будет закрытие границ.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3(11)