Коктейль
Анастасия Зеленкова

Океан в подвале дома (фото)

Вам когда-нибудь доводилось видеть живьем акулу-кошку? А кормить пираний бананами? И знаете ли вы, как размножаются рыбки, которые рождаются только мальчиками? Нет? Тогда вам прямая дорога в Центр океанографии.

В это морское царство в центре Минска я попала случайно — когда очередной раз ломала голову, чем еще развлечь детей, порядком подуставших от горок, парков и дач. В сетях всемирной паутины всплыл Центр океанографии «Открытый океан». Особо не веря в успех – какая еще океанография в Беларуси, где и морем-то не пахнет? — решили все же попытать счастья.

Как оказалось, океан намного ближе, чем можно себе представить — в подвале жилого дома по улице Брилевской. Погружение началось прямо с порога.

Злой, как черепаха

 Действительно, посмотреть в этом подводном царстве есть на что. Тут тебе и всевозможные рыбки, собранные с пяти океанов, и морские змеи и невероятной красоты кораллы и даже настоящая акула.

Возможно, искушенным путешественникам доводилось видеть в далеких краях и более разнообразные аквариумы, но к рассказам сотрудников Центра уж точно никто не останется равнодушным. А восторг детей после примерки скафандра или лыж, побывавших на полюсе, словами не описать.

— А это наша девочка — мягкотелая черепаха трионикс, — представляет экскурсовод и администратор Центра  Мария Гриб одну из своих «воспитанниц». 

По ходу выясняется, что мягкотелая «девочка» только снаружи. Внутри она очень даже агрессивная особа. По словам Марии, после спаривания эти милые с виду черепашки, не моргнув глазом, перегрызают самцу горло.

Как раз в этот момент в аквариум к Пелагее заглядывает еще одна любопытная черепашья мордашка. Судя по всему, о данных зоологов этому самцу ничего неизвестно и он искренне недоумевает, почему проход к этой красотке такой узкий?

— У нас уже были случаи, когда она его утягивала через это узкое отверстие. Все дружно потом спасали — вон, вся шея в укусах, — рассказывает Мария.  

Как в продолжение ее слов, самка хватает кавалера за шею и со всей силы тянет на свою половину аквариума. На этот раз парню удается выбраться самостоятельно. Подивившись такому бесцеремонному отношению с потенциальным партнером (возможно, единственным в ближайшие 100 лет), мы оставляем их наедине.

Вскоре выясняется, что трионикс по сравнению со своей соседкой — каймановой черепахой Пелагеей — просто няшка.

—Хватка каймановой черепахи считается самой опасной после крокодила, — просвещает нас экскурсовод. — Нашей черепашке всего пять с половиной лет, а она уже может перегрызть палку диаметром с мою руку. Взрослые особи, охотясь на птиц, выпрыгивают из воды на расстояние до шести метров.

Глядя на открытый сверху аквариум, становится как-то не по себе.

— Не беспокойтесь, это годам к сорока они такие прыгучие, — успокаивает Мария.

Честно говоря, представление о черепашках у меня было несколько иное. Оказывается, даже самая обыкновенная (болотная) черепаха, которую обычно любят держать дома, тоже может прилично кусаться – особенно если кормить ее мясом.

— А мясо ей нужно для развития, — поясняет Мария. — Так что покупаем говядину. Витамины ведь выходят дороже.

Как это не парадоксально звучит, но после общения черепашками мурены выглядят просто милейшими созданиями: и первыми никогда не нападают, и яда у них никакого нет, и вообще смертность от их укуса всего 30%.

Аттракцион «Покажи пиранье ладошку» 

Надо сказать, что широко разрекламированная акула-кошка с первого взгляда особого впечатления не производит – и крупнее рыбу ели. Но когда узнаешь, что в центр она попала обычным яйцом, то начинаешь уважать и ее размеры и жизнеспособность.

— Вот такой она была, когда вылупилась — всего 8 см, — с гордостью показывает фотографии момента рождения наш экскурсовод. — Мы зовем ее Кадет – над ней кадеты  шефство взяли.

А скоро в Центре ожидается пополнение. Тут ждут дальневосточного краба.

— Хорошо вам, можно крабового мяса поесть, — не сдерживается один из слушателей и, видя недоуменный взгляд экскурсовода, поясняет: — Ну, у него же клешни могут отрастать. Так по одной  можно отрывать – к пиву.

А вот у следующего аквариума никто так шутить не рискует — еще вопрос, кто кого.

Пираний в центре несколько видов.

— Наши, правда, не такие агрессивные, как, например живущие в водах амазонки.  Те за минуту могут курицу сожрать. А этим, думаю, чтобы съесть человека, целые сутки понадобятся. Зато смотрите, как они на запах реагируют, — проводит Мария рукой в 15 см над аквариумом.

Пираньи, как по команде, устремляются вверх.

— А если в воде так поболтать? — не унимаются шутники.

— Ну это вы уже сами, без меня, — снисходительно «разрешает» экскурсовод.

Желающих почему-то не находится.

— А еще они яблочко любят, а банан просто с руками отрывают, — как-то двусмысленно замечает  Мария. — Мы иногда разрешаем их покормить, но от бананов вода очень засоряется.

«А что, Якуб Колас о рыбках писал?»

Про своих питомцев Мария может рассказывать часами.

И ведь, казалось бы, рыбки и рыбки – ан нет! — у каждой особенная история. Например, почему рыба хирург уживается только с рыбой клоуном. И как размножается тот самый клоун, рождающийся исключительно мальчиком.

Есть тут и креветки, и саламандры, и совсем прозрачная рыба – стеклянный сом (правда, до заветных 57 кг ему еще расти и расти).

Ну а самые зоркие могут попытаться отыскать детенышей самой маленькой в мире живородящей рыбки— правда, никто толком и не знает, родились ли они вообще — очень уж маленькие.

— Ну а ты чего проказничаешь? — обращается Мария к игуане, которая, словно в знак протеста, перевернула свою миску вверх дном. — Потом я тебе поглажу. Видишь, сейчас занята, — и поясняет: — Очень она ласку любит, даже есть отказывается, пока не погладишь.

Но одним разглядыванием аквариумов в Центре дело не ограничивается. Детишки с удовольствием усаживаются за пульт с радиопередатчиком, выстукивают азбуку Морзе и забираются в 100-килограммовый акваланг.

Привлекает посетителей и гипсовый бюст Жака Ива Кусто: детей, судя, по отпечаткам пальцев, — нос исследователя, а взрослых— … поэтическое творчество.

--  Одна посетительница очень долго рассматривала его, а потом и спрашивает: «А что, Якуб Колас о рыбках писал?» — смеется Мария.

А еще у Центра есть заветная мечта – перебраться… в подводную лодку. Кстати, сама лодка даже имеется в наличии. Правда, пока разобранная.

— Осталось найти место, куда ее поставить, — показывает Мария проект будущего Центра океанографии. — Сейчас мы активно ищем спонсоров, которые смогут помочь нам с землей.

Так что дело за малым — достать океан из-под земли.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)