Филин

Сергей Василевский

Мошес: Все, кто не сможет занять позицию по Израилю, будут сейчас говорить, что они за мир

Как очередная арабо-израильская война может отразиться на Беларуси? На этот и другие вопросы Филина ответил директор исследовательской программы по Восточному Соседству ЕС и по России Финского института международных отношений Аркадий Мошес.

— Война в Израиле предсказуемо отвлекла внимание от происходящего в Украине. Не исключено, что и помощь Киеву может быть сокращена в пользу поддержки Израиля. А как эти события могут отразиться на Беларуси?

— Во-первых, я думаю, что заглядывать совсем далеко не приходится. Мы не знаем, сколько продлится этот конфликт. Насколько конкретно после этой войны изменится ситуация в конфликте между Израилем и Палестиной. Сейчас об этом говорить трудно.

Безусловно, некоторые эффекты от происходящего мы уже видим. Это, действительно, отвлечение внимания прежде всего Запада от Украины.

Но я исхожу из того, что в мире материального, а не в мире информационном, влияние на позицию Запада будет минимальным. Потому что, с одной стороны, Запад понимает, что для него важнее и приоритетней российско-украинская война, необходимость обеспечить помощь Украине.

А с другой стороны, все исходят из того, что Израиль в большой степени готов к самостоятельным действиям, для него помощь в меньшей степени носит критическое значение, чем аналогичная помощь, которая предоставляется Украине.

Многое будет зависеть от того, как будет дальше развиваться этот конфликт. Будет ли происходить эскалация. Будет ли в него втягиваться так или иначе Иран. И если будет, то в каких конкретно формах и масштабах.

И, соответственно, в какой степени понадобится вмешательство США. Мы этого пока не знаем. Влияние, на мой взгляд, будет скорее информационное, чем влияние в реальном мире.

На Беларуси, на мой взгляд, вряд ли как-то напрямую отразится этот конфликт. Единственный потенциальный момент, который я здесь вижу, это то, что властям Беларуси в данном вопросе будет очень сложно определить свою позицию.

С одной стороны, занять произраильскую Минск вряд ли может. У Беларуси все же достаточно развитые и установившиеся связи с частью арабских государств.

И тем самым вбивается новый клин в отношения с Западом, который, с учетом происходящего, на официальном уровне в большей степени склоняется в сторону поддержки Израиля.

Беларусь занять эту позицию не может, и поэтому ей очень сложно найти здесь какую-то убедительную точку зрения.

Открыто занять проарабскую позицию, по большому счету, Беларусь также не может. Ведь ей все равно нужно исходить из того, что не стоит подчеркивать таким образом свое растущее разногласие с позицией Запада.

Потому что этих разногласий и так достаточно.

— То есть, то молчание Лукашенко, которое мы сейчас наблюдаем, это скорее выжидание, чем проявление скрытой радости от случившегося?

— Думаю, да. На самом деле очень трудно занять позицию — какую-то промежуточную или взвешенную и зрелую. Проще в такой ситуации отмалчиваться.

Я думаю, что таким же образом, по большому счету, поведет себя и Москва. Все те, кто не сможет занять позицию, будут сейчас выкручиваться. Будут говорить, что они за мир и против эскалации.

И эти слова просто утонут в информационном потоке, потому что эти завяления — это не позиция, а отказ от занятия позиции. Это вполне объяснимо и, скорее всего, так и произойдет.

— Светлана Тихановская выступила со словами поддержки Израилю, обратилась к беларусам, живущим в Израиле. Как бы вы оценили этот шаг, учитывая ее статус и положение?

— Это все нужно воспринимать в контексте общей эволюции позиции Тихановской и ее офиса в сторону сближения с Западом и присоединения к его позициям. Это вполне логично, а то, что она выражает соболезнования — это вообще правильно. К этому, я думаю, и правительство когда-то подойдет.

Но Тихановской гораздо проще. С одной стороны, она, действительно, не субъектна. От того, что она скажет, зависит очень мало. А с другой стороны, понятно, что ее позиция находится в общем русле позиции Запада. Поэтому она такой и является, здесь все логично.

Насколько это будет воспринято, как нечто серьезное внутри Беларуси, я не знаю. Думаю, что люди в основной своей массе даже не узнают об этой позиции Тихановской. Те, кто поддерживает Лукашенко, все равно будут его поддерживать. Но эта ее позиция логичная и она, наверное, правильная.