Филин

Сергей Василевский

Марголин: «Это нельзя считать ростом зарплат, это рост эксплуатации людей»

Экономист Лев Марголин прокомментировал Филину оптимистичные заявления премьер-министра Романа Головченко.

Правительство подвело итоги социально-экономического развития Беларуси за первый квартал 2023 года.

— Общая ситуация в экономике стабильная, результаты имеют устойчивую положительную тенденцию, — заявил премьер-министр Роман Головченко. В подтверждение этих слов он привел ряд цифр:

— Объемы экспорта товаров и услуг за январь — март этого года составили $11,7 млрд. Это максимальный показатель за последние 10 лет.

Рекордной глава правительства назвал и среднюю зарплату белорусов в январе – марте: 1731 рублей ($627).

Кроме того, инфляция в годовом выражении за четыре месяца этого года снизилась до 4,7%.

Заявления главы Совмина по просьбе Филина прокомментировал экономист Лев Марголин.

Лев Марголин

— Если брать на веру озвученные правительством цифры, экономика страны действительно демонстрирует определенные успехи. Чем это вызвано? И только ли дело в беспрецедентной помощи России, которую она оказывает Беларуси на фоне экономической изоляции?

— Во-первых, должен отметить, что мы, к сожалению, не знаем всех показателей, которые касаются работы нашей экономики. Ни по итогам первого квартала этого года, ни за 2022 год в целом. Очень много данных засекречено.

Во-вторых, безусловно, можно говорить о большой роли России во всем этом. Но на это нужно смотреть в несколько ином свете, так как это не помощь.

Россия переводит свою экономику на военные рельсы. И поэтому у нее увеличивается потребность в комплектующих, которые поставляют белорусские предприятия. Частично в рамках импортозамещения, частично увеличив объемы ранее поставляемой продукции.

К сожалению, мы не знаем и, скорее всего, в ближайшее время не узнаем, в каком секторе наблюдается наибольший рост экспорта. Я не думаю, что речь идет о западноевропейских странах или США. Наверное, наибольший рост был все же в торговле с РФ.

Что касается роста зарплат, то здесь нужно напомнить об одном обстоятельстве. Сегодня в белорусской экономике не хватает около 100 тысяч работников. И это способствует росту зарплат тех, кто работает.

Ведь люди, которые остаются работать на предприятиях, должны повышать свою продуктивность. Мы также не знаем, как это делается, но я не исключаю, что те работники, которые работают сдельно, просто перерабатывают, выпуская больше продукции вместо тех, кого не хватает на производстве.

И это подтверждается тем фактом, что среди вакансий, которые мы видим, крайне мало предложений высоких заработков. В основном это предложения зарплат до тысячи рублей.

Это, скорее всего, еще раз подтверждает, что одной из причин роста зарплат стало то, что многие оставшиеся в стране работники делают работу за двоих. Да, человек зарабатывает в итоге много, но это нельзя считать ростом зарплат, это рост эксплуатации людей.

При этом, когда речь идет о бюджетниках, это хорошо видно. Когда человек работает на полторы, а то и две ставки, учителя или медики, то видно, что он работает больше, больше зарабатывает, но средняя зарплата при этом не растет.

А что касается промышленных предприятий, то там иная ситуация: в табеле у работника указан тот же месяц работы, но зарплата у него при этом растет. Соответственно, растет и средний заработок.

Если мы посмотрим по отраслям, то на предприятиях военно-промышленного комплекса или связанных с ним, зарплаты растут больше. Особняком стоит производство калийных удобрений, которые в последнее время заметно прибавили в цене. Это также дает возможность повысить зарплаты в этой отрасли.

— Головченко в своем докладе особо подчеркнул о том, что ситуация на рынке труда сохраняется управляемой. О чем может говорить это уточнение?

— Логика у него здесь очень простая. Если все еще не посыпалось, значит ситуация управляемая. Иначе люди бы кричали, что не могут работать, что предприятия останавливаются. А пока они работают, значит ситуация управляемая.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(19)