Общество

Виктория Телешук

Лилия Кобзик: «У белорусов неистребимо желание поехать на море»

В начале апреля законопроект «О туризме» не был рассмотрен в белорусском парламенте в первом чтении. Эксперт по туризму, редактор сайта Республиканского союза туристических организаций Лилия Кобзик рассказала «Салідарнасці», почему это хорошо и как пандемия изменила туристический рынок.

Фото из архива собеседницы

– По мнению профессионалов турбизнеса, входящих в РСТО, сейчас не время менять правила игры и предлагать какие-то новые условия, кардинально меняющие весь рисунок нашего рынка, для турбизнеса – а он сейчас в таком же состоянии, как и везде, эта отрасль в мире относится к числу наиболее пострадавших от пандемии коронавируса.

Сейчас время турбулентности, совершенно непонятно, как будут развиваться события. Каким будет спрос, сколько будет продаж и оборотных средств, какие направления закроются, а какие откроются и с какими условиями? – перечисляет эксперт много разных «но» в работе туроператоров. – И в этих условиях возложить дополнительный финансовый пресс на туроператоров Беларуси – значит, не просчитывать последствия, чем это закончится для нашего ослабевшего рынка.

Второй момент – те новые условия, которые предложены Минспорта и туризма, в большей степени ориентированы на российский образец финансовых гарантий туроператоров. Но опыт существования российского турбизнеса показал, что ничего этот механизм не гарантирует.

Так, туристы, которые пострадали от «Натали Турс» (летом 2018 года крупный российский оператор объявил об аннулировании всех туров, в числе пострадавших оказались 36 компаний и более 500 туристов из Беларуси – «С».), что, собственно, и дало толчок к формированию нового законопроекта, –получили компенсацию только около 4% от стоимости путевки.

Главным камнем преткновения в законе стали как раз скопированные белорусскими чиновниками у России финансовые гарантии потребителям от туроператоров – в виде страховых, банковских гарантий либо «фонда туроператоров», с коллективной ответственностью участников фонда за деятельность каждого из них. (Вам это не напоминает договоры о коллективной материальной ответственности, которые сейчас заставляют подписывать работников некоторые предприятия?).

На деле, отмечают профессионалы отрасли, ни туристы, ни операторы от подобных проектов не выиграют – одних не устроит возросшая стоимость туров, другим после года «безрыбья» неоткуда взять дополнительные средства, да еще в двойном размере, для подстраховки. К тому же и страховые компании, и банки уже заявили, что не готовы страховать туроператоров.

– Откуда сейчас, когда оборот совсем слабый, когда еще куча непогашенных долгов, брать эти деньги? – задается риторическим вопросом Лилия Кобзик. – К тому же не будем забывать, что у нас турбизнес не получил отсрочку по выполнению обязательств, как это произошло в других странах. То есть в Греции, Испании, Италии могут не возвращать нам деньги по закону, а наш закон не дал такой возможности. Поэтому претензии у нас решали путем каких-то договоров, хороших отношений с туристами – фирмы предлагали взять другой тур на эту сумму, или подождать, или еще какие-то варианты.

Рынок наш небольшой, достаточно уютный, репутация у белорусских операторов очень хорошая – они не банкротились, хотя банкротства российский компаний частенько ударяли по нам. Просто так войти на белорусский рынок нельзя, потому что создана целая система противовесов, у нас один национальный перевозчик, который контролирует, чтобы здесь не было раздутых объемов…

Закон «О туризме» с предлагаемыми нововведениями – очень сырой, принять его теперь невозможно. И это не потому, что вообще менять ничего не нужно и пусть никто ни за что не отвечает. Нет, существующий закон устарел, и менять надо, но положить непроработанный, непродуманный механизм на туристический рынок, который просто рухнул в прошлом году – это значит, просто его угробить.

Не будем забывать, что кроме десятка крупных игроков, у нас огромный пласт туристических компаний среднего звена. Вот им точно будет конец. Это фирмы автобусные, ориентированные на комбинированный отдых в Европе, столь любимый белорусами и когда-то активно продаваемый на российский рынок. Это, можно сказать, наш национальный туристический продукт, обусловленный географическим положением – Беларусь находится в центре Европы, что очень удобно для автобусных поездок.

Так вот, в прошлом году эти фирмы «легли», и многие, кто занимается туристическим бизнесом по 30-35 лет, вынуждены были прикрыть офисы, распустить людей и поставить бизнес на паузу.

Сейчас они ждут, как глотка свежего воздуха, что Европа все-таки откроется и они начнут работать. А государство вместо того, чтобы поддержать этих людей, которые платили налоги, давали работу, создавали уникальный национальный турпродукт, хочет обложить их дополнительной нагрузкой, теми самыми финансовыми гарантиями.

– Недавно РСТО опубликовал данные по отрасли за 2020 год. Картина выглядит очень печально: минус 200 турфирм, минус 370 тысяч въехавших в Беларусь туристов (более чем 10-кратное падение!), почти на 730 тысяч меньше белорусов, которые смогли организованно отдохнуть за границей… Говорят, отрасль откатилась на 30 лет назад. Сегодня белорусский турбизнес все-таки скорее жив или скорее мертв?

– Да, это результаты пандемии – несчастья глобального, мирового масштаба, с которым ничего нельзя сделать. Другое дело, что где-то государство помогло турбизнесу меньше, где-то больше, субсидиями на год или даже на два, чтобы продержаться на плаву, хотя в некоторых странах доля туризма в национальном ВВП достаточно высока и это означает огромные убытки.

Если говорить о белорусском турбизнесе, то он скорее жив, несмотря на то, что несколько сотен турфирм закрылись, а некоторые, в полуразрушенном состоянии, встали на паузу.

Во-первых, в прошлом году, что касается выездного сегмента, не все было глухо и все-таки смогли открыться несколько направлений – Албания, Черногория, потом Турция, Египет и Тунис, которые дали возможность вдохнуть кислорода и продолжить работу. Несколько направлений было и в межсезонье – тот же Египет, и даже, как ни странно, Танзания (Занзибар); потом открылись регулярные рейсы на ОАЭ, и они, кстати, оказались целиком заполнены.

Сейчас началось раннее бронирование – Черногория, Турция, Албания. В эти направления люди верят, что они будут открыты, прошлый год показал, что они хотят работать, отдельный вопрос – кто с ПЦР-тестом, кто без него. А у белорусов неистребимо желание поехать на море: когда грустно, едем на море, когда весело, едем на море, когда есть деньги, едем на море. Когда нет – начинаем собирать, чтобы поехать на море.

Самый больной вопрос – Европа, где еще с прошлого года находятся большие деньги, наши предоплаты за туры, которые уже были перечислены в Грецию, Испанию, Италию, Хорватию. Хотя есть и хорошие новости, к примеру, открылся для нас Кипр.

Конечно, это даже близко по объемам нельзя сравнивать с предыдущими годами. Но все-таки рынок не мертвый.

– А что с въездным туризмом – слышала от многих иностранцев, что очень ждут возможности попасть в Беларусь?

– Некоторые и сейчас пробираются. Но основной наш въездной рынок – на 95% это Россия, а она сейчас закрыта. Поэтому санаториям, тем, кто работает с экскурсиями, очень важно, чтобы снова открылся российский вектор.

Что касается внутреннего туризма, он себя чувствует, скажем так, странно. Вроде бы прошлый год был временем отдыхать в Беларуси, но, с другой стороны, наложила свой отпечаток пандемия: люди побаивались поездок в автобусах, отдыха в санаториях, где скопления людей…

– Потом стали опасаться даже выходить на экскурсии, ведь были случаи, что туристов задерживали вместе с гидами.

– Было и такое, особенно на пике общественной активности. Сейчас как раз начинается сезон для «экскурсионки». Но, как мне кажется, государство слабо поддержало сами туристические объекты, из-за чего вынуждены были закрыться, например, многие частные музеи. Это уже вопрос приоритетов – мы, к сожалению, так и не сделали туризм отраслью экономики, не делали вложений в эту сферу и не изучали опыт соседей.

Хотя у нас есть свои «фишки» – например, санатории, которые сохранили хорошую лечебную базу, а не перешли полностью на программы wellness и СПА, как это сделали, допустим, литовцы и латыши. Поэтому спрос на белорусские санатории всегда был хорошим. И сейчас он даже увеличивается, во многом как раз благодаря турфирмам.

Одно время белорусские санатории отказались от услуг турфирм, поскольку россияне к ним ездили годами – а вот когда вдруг перестали, тогда санатории повернулись лицом к турфирмам: давайте, мол, вместе продавать наш замечательный продукт. И наши специалисты взялись его формировать, ведь в туризме, чтобы что-то продать, нужно сделать это «что-то» привлекательным, иначе человек сам спокойно купит билеты и забронирует номера. Почему мы покупаем пакет в турфирме? Потому что есть чартер, иначе билет не купить или слишком дорого, проживание по более низкой цене, трансферы, обслуживание – все в одном пакете.

По такому же принципу сейчас начали продавать санаторный отдых самим белорусам, предлагая не только лечение, но и, например, тур выходного дня в хорошем 4- или даже 5-звездочном отеле. Или отдых с детьми, которым раньше санатории вообще не занимались, а теперь есть и детские клубы, и аниматоры, и няни, с которыми можно оставить детей, а самим расслабиться в джакузи.

Мы много плакались, что в Беларуси вообще нет пристойных гостиниц на природе, что Браслав, Нарочанский край – эти природные жемчужины, к сожалению, не предлагали никакой инфраструктуры. Но за прошедший год, по моим наблюдениям, ситуация изменилась.

Бизнесмены поняли, что пандемия – это надолго, и, возможно, границы не откроются в течение нескольких лет, и решили вложиться во внутренний продукт, в гостиничный сектор, открываются какие-то экокомплексы, много объектов чисто гостиничного плана. Хотя и здесь нужна была бы поддержка государства, маркетинг территории, как это реализовано, например, в польском Августове.

– В туризме никогда не было так, чтобы все замерло и остановилось, – резюмирует для «Салiдарнасцi» Лилия Кобзик. – То одно направление востребовано, то другое становится популярным, то падение, то рост, всегда с разной амплитудой. Собственно, так и в экономике, и в политике, и вообще в жизни. Даже если мы сейчас стоим на нижней точке, движение будет продолжаться, будут взлеты и падения, новые повороты. Какими они будут – я не знаю, сегодня мы видим только часть процесса.

А чтобы дождаться и узнать, самому увидеть, что и как будет, нужно держать себя в тонусе. И, кстати, туристические поездки – на море ли, или на экскурсии, даже в туры выходного дня, хоть в Гродно или Брест, хоть в Несвиж – очень помогают поддерживать не только физическую, но и психологическую форму.

Только нужно все это развивать и предлагать: есть предложение – будет спрос. Поэтому не унываем и продолжаем делать свое дело.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.9(24)