Политика

Лебедок: «Когда речь о власти ради власти, то уже не важно, кто формальный собственник»

Испугаются ли на Западе угроз Макея?

Военный аналитик считает, что в ЕС и структурах НАТО и так уже перестали всерьез воспринимать Беларусь самостоятельным от России государством.

— Налаживание связей с ЕС по принципу «если не поддержите нынешнюю власть, то здесь будет Россия» уже отрабатывалось в 2014-2018 гг, — пишет Егор Лебедок. — В тот период на фоне войны России и Украины военно-политическая независимость Беларуси для ЕС была действительно важна.

Но за истекший год Беларусь в военно-политическом смысле превратилась в оперативный простор для действий российских войск. В Беларуси размещены дополнительные российские силы ВКС. И в целом изменилась военная риторика в отношении Украины: и размещение Искандеров на белорусско-украинской границе, и совместные с россиянами учения там планируются, и в стороне Беларусь не останется в случае войны Украины с Россией.

Сложно представить, кто в ЕС и особенно в военных структурах НАТО сейчас всерьез воспринимает Беларусь самостоятельной от России в военно-политическом плане. Посему и угроза утраты Беларусью суверенитета в данном отношении для ЕС уже не столь страшна, как то было ранее.

Путь утраты независимости конкретно не озвучивается. Может мы в состав Китая войдем, или как новый эмират в ОАЭ? Представьте картину, что Северная Корея угрожает мировому сообществу: если вы не прекратите санкции, то Северная Корея войдет в Южную. Думаю, в Иране и других странах под санкциями даже мысли такой не возникло бы.

Немного иронизируя можно сказать, что это заявление — проявление мастерства ассиметричных действий. То есть в ответ на введение санкций против Беларуси — упразднить государство Беларусь! Как такая логика возникает понять можно: схемы переименования и смены собственников организаций для обхода санкций давно отработаны, такое мышление переносится и на страну — продать/передать другому формальному собственнику. Когда речь о власти ради власти и обогащения, то уже не важно, кто формальный собственник, не важно, владеешь ли ты как президент или как глава какого-нибудь союзного парламента. Главное — власть.

В контексте текущей военно-политической ситуации уместно вспомнить заявление главы МИД России Андрея Козырева, сделанное также в ходе участия в заседании Совета министров СБСЕ (ныне ОБСЕ), только 11 декабря 1992: «Пространство бывшего Советского Союза не может рассматриваться как зона полного применения норм СБСЕ. Это, по сути, постимперское пространство, где России предстоит отстаивать свои интересы с использованием всех доступных средств, включая военные и экономические. Мы будем твердо настаивать, чтобы бывшие республики СССР незамедлительно вступили в новую федерацию или конфедерацию, и об этом пойдет жесткий разговор».

Риторика и действия российских властей, вне зависимости кто управляет страной, одинакова три десятилетия. Сейчас Путин заявляет о «красных линиях» в отношениях с Украиной. И в этой связи вчера прозвучало заявление Дж. Байдена о непризнании чьих-либо «красных линий» в контексте будущих переговоров с Путиным. Это на самом деле важное заявление для военно-политического развития нашего региона. Во что эти слова превратятся — видно будет уже в ближайшие пару-тройку месяцев.

В 1990-х рудиментарно-номенклатурное мышление и борьба за выживание людей привели к отсутствию осознания себя народом и понимания важности независимости и стратегических целей. Многие действовали ради сиюминутной выгоды, поддавшись популизму, в том числе ради, как тогда казалось, будущего детей и своей благополучной старости.

Но прошло 30 лет, выросло поколение, а проблемы политические у государства те же. И благополучная старость под вопросом не только из-за экономики, но и возможных военных действий, в т.ч. с Украиной.

А всего-то требовалось сказать тогда, что мы не признаем право России или других стран на наше государство, и строить Беларусь независимой не на бумаге. Да это было бы тяжело экономически в начале, но легче сейчас.

Сегодня еще не поздно осознать себя самостоятельным народом, отстаивать независимость и белорусские национальные ценности, а не российские или западные. Хотя это не менее тяжело, но так и становятся полноценными государствами, а не просто населением территории.