Филин

Яна Соколова

Ковалкин: «Если человек пожил годик-другой за границей, то возвращаться он не стремится»

Руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин в интервью Филину — о том, при каких условиях белорусские эмигранты вернутся на родину.

— По данным исследования BEROC, около половины опрошенных озабочены масштабами эмиграции и считают, что «без уехавших Беларусь не сможет нормально развиваться». Какая ваша позиция на этот счет?

— Тут вопрос, что считать нормальностью. Кому-то и министр антимонопольного регулирования и торговли — каратист — это нормально, а кому-то — не очень.

Понятно, что когда страну покидают специалисты высокого класса, которые могут найти себе работу в любой стране мира, потому что у них высокая квалификация, и они владеют языками и способны обучаться, это отражается на экономике страны, которая теряет высококвалифицированные кадры, предпринимательский потенциал, и происходит то, что называется утечка мозгов, а без мозгов сложно современную экономику строить, я бы даже сказал, невозможно.

— За последние два года Беларусь покинули люди с активной гражданской позицией, которые вынуждены были уехать по политическим мотивам, врачи, бизнесмены, айтишники, журналисты. Без кого не обойтись никак для того, чтобы строить экономику будущего, ориентированную на частный сектор?

— На сегодняшний день, эмиграция не стала катастрофической по цифрам, но очевидно, что она является проблемной с точки зрения утечки мозгов.

— Изменят ли власти отношение к эмигрантам?

— Думаю, что нет. Поскольку эти решения политически и идеологически мотивированы. То есть здесь первым параметром выступает политическая и идеологическая неприязнь. Каким бы ценным или умным или перспективным человек ни был, он является с точки зрения режима Лукашенко врагом. А с врагом нужно бороться и желательно его держать подальше от себя. Здесь скорее логика не рациональная и не экономическая.

— Какая часть эмигрантов вернется на родину и при каких условиях?

— Это сложно оценивать. Практика показывает, что если люди прожили за границей год и обустроились, то им возвращаться становится так же сложно, как и уезжать. Появляются социальные связи, работа, детсад и школа у детей и так далее. Еще раз переезжать, особенно без четкого понимания, что ситуация изменилась и это возможно, вряд ли кто-то будет.

То есть если это краткосрочный отъезд был, то да. Если человек пожил годик-другой за границей, то возвращаться он не стремится.

Для притока мозгов должна измениться общественно-политическая ситуация в стране, людей не должны преследовать за их политические взгляды. Соответственно, должна быть такая политическая модель, которая учитывает мнение различных граждан и не делает из них врагов.

Очевидно, что должны быть сняты санкции. А условия их снятия связаны с войной между Россией и Украиной. Беларусь как государство предоставила свою территорию для военной агрессии.

Репрессии в отношении политических противников Лукашенко, в отношении гражданского общества и СМИ — когда это будет исправлено, санкции будут сняты. Тогда можно говорить о том, что в стране создается такой бизнес-климат, в котором люди могут себя реализовать.

В таких условиях те белорусы, которые уехали, возможно, задумаются о возвращении из рациональных соображений, в том смысле, что на родине можно зарабатывать, может быть, даже и больше, и из каких-то эмоциональных, исходя из того, что там могилы предков, остались друзья и родственники.

Но должны произойти реальные изменения. А они пока скорее в худшую сторону происходят.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(18)