Комментарии
Виктор Мартинович, «Белгазета»

Короткая память

Сколько стоила свинина в 2010г.? А в 2000г.? Какой курс доллара был в 2006г.? Сколько стоил бензин в 1994г. по отношению к доллару?

Всякий раз, когда в администрации президента или Совмине проходит совещание по экономике, я думаю о нашей короткой памяти, главной причине нашей кротости. Мозг человека не может удержать в себе много чисел. Поэтому мы постепенно забываем, как жили 5 лет назад. И нас даже можно уверить в том, что теперь мы живем значительно лучше.

Сколько стоил 10-летний «Фольксваген» в 2010г.? И почему он стоил в 2010г. дешевле, чем он стоит сейчас, уже 14-летний? Каким было соотношение бензина и дизеля на автозаправках? Сколько долларов мы могли купить на одну свою зарплату?

Сайт, который нужен для Беларуси, – сайт с историей курсов валют. Не с их нынешним состоянием, а с историей колебаний курсов, начиная с 1994г. Потенциально во время президентской кампании этот сайт мог бы стать очень популярным, значительно более популярным, чем сайты штабов оппозиционных кандидатов. Ведь он бы рассказал историю белорусского экономического чуда в понятных графиках и цифрах. Говорят, вся эта статистика доступна где-то на страничке Нацбанка, но кто же полезет на сайт Нацбанка, чтобы проверять свои ощущения от действий Нацбанка?

Теперь трудно вспомнить даже такую простую вещь, каким был курс бакса и евро в 2009-10гг. Ты просто припоминаешь, что произошел некий трындец, но его точных масштабов, выраженных в числах, нащупать в памяти без подсказки «Яндекса» уже не можешь.

Когда мы забываем, мы прощаем. Когда мы прощаем, мы готовы обманываться вновь.

Через полгода после деноминации никто не вспомнит, каким был курс доллара до нее. Деноминация вообще – прекрасный помощник естественной слабости человеческой памяти. Поэтому нет сомнений в том, что ее когда-нибудь обязательно применят – не на этих президентских выборах, так на следующих.

Сколько стоил килограмм картошки год назад? А три года назад? Когда мороженое, стоившее Br800, начало стоить Br1,6 тыс., это как-то отложилось (я до сих пор помню свое удивление, хотя ему уже 4 года), но когда теперь оно растет с 7,8 тыс. до 8 тыс., это не привлекает внимания, не контрастирует с сохраненными в памяти показателями. Я забуду это повышение на Br200, я его, собственно, уже не помню.

Нет, конечно, время от времени нам напоминают о реальности. Иногда по ТВ все-таки озвучивают какие-то показатели, в т.ч. индекс потребительских цен. Но вот, например, американский социолог Дебора Стоун полагает, что всякий раз, когда политик произносит цифру, он пытается нами манипулировать. По мнению Стоун, числа манипулятивны по своей природе, т.к. они отражают лишь какие-то узкие грани реальности. Стоун приводит пример: среднестатистический избиратель округа Сиэтл в США получает больше $ 100 тыс. в год – это включая бомжей, бродяг и пр. А дело просто в том, что в этом округе прописан Билл Гейтс со своими миллиардами. Любой опытный политик-манипулятор найдет, как рассказать о показателях округа Сиэтл таким образом, чтобы это сыграло ему на руку.

Единственный способ для избирателя округа Сиэтл не запутаться – четко осознавать величину своего дохода и соотносить его с тем, что было раньше. Только так: держа в голове числа расходов и приходов, можно сделать вывод, стал ты жить лучше или хуже.

Сколько стоил жетончик в метро год назад? Что можно было купить за купюру в Br1 тыс. в начале нынешнего президентского срока?

В фильме «Вечное сияние чистого разума» с Джимом Керри влюбленные недалекого будущего могут стирать себе в памяти все впечатления о человеке, с которым расстались. Поссорился с девушкой, разошлись навсегда – бегом в центр коррекции памяти, где заботливые нейрологи извлекут из твоей головы все, что там осталось от возлюбленной. Главное, не забыть дома коробку с ее фотографиями, ее зубной щеткой, перчаткой и какой-нибудь еще лабудой, которая может напомнить о ее существовании рядом с тобой. Так, без памяти, легче – не печалят воспоминания о счастливых моментах, проведенных рядом.

Мне кажется, если бы Фрейд взялся анализировать природу вот этой загадочной белорусской амнезии, причину того, что никто уже не вспомнит, как и за сколько жил 5 лет назад, он бы увидел тут пример вытеснения, похожего на то, что продемонстрирован в фильме «Вечное сияние чистого разума». Жетончик за Br500 не вернуть, так зачем хранить воспоминания о нем? Доллар за Br2,4 тыс. не вернуть, зачем расстраивать себя тем, как мало он когда-то стоил?

В фильме «Вечное сияние чистого разума», стерев все воспоминания друг о друге, влюбленные все равно встречаются в электричке, совершенно не узнавая друг друга, не помня, что один раз уже были счастливы. По-моему, это прекрасная метафора для денежно-кредитных и курсовых отношений. Можно представить, как через пару лет белорусы проводят деноминацию и снова переживают рост доллара до Br2,4 тыс., затем – до 8 тыс., затем – до 11 тыс., не умея вспомнить, что все это уже однажды было.

Жизнь склеротика полна чудесных открытий.

Память – источник радости и грусти.

Память об экономике в Беларуси – источник исключительно грусти. Поэтому не так уж и плохо, что она у нас выключена.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)